Политолог, эксперт центра ПРИСП
29.09.2018

В Хакасии диалога власти с избирателями не получилось

На сегодняшний день Хакасия остается единственной территорией, где так и не прошел второй тур губернаторских выборов. Действующий глава республики Виктор Зимин буквально за сутки до голосования снял свою кандидатуру, заявив, что не хочет «допустить раскола» в регионе. Новые выборы назначены на 7 октября. В них примут участие победитель первого тура — коммунист Валентин Коновалов и кандидат от партии «Справедливая Россия», показавший третий результат, Андрей Филягин. Генеральный директор "Центра Стратегического Проектирования" (Красноярск), политолог, эксперт Центра ПРИСП Виктор Потуремский рассказал почему выборы в республике оказались самыми сложными в стране, и какие сценарии помогут выйти из политического кризиса в регионе.

Виктор Александрович, второй тур губернаторских выборов в этот раз прошел сразу в четырех регионах. Во Владимирской и Орловской областях победу одержали кандидаты от ЛДПР. Что стало причиной ослабления позиций «Единой России»? Можно ли сказать, что это глобальный запрос на обновление политической системы?

Значимо большую часть губернаторских выборов из 22 в этом сезоне ЕР всё-таки выиграла. Но, если смотреть ещё на результаты выборов в представительные органы власти – законодательные собрания и городские советы, то нужно признать, что выступление партии власти в этот раз не самое удачное. Это произошло у соседей в Иркутске, в Забайкальском крае, на выборах в горсовет Красноярска первое место взяла ЛДПР.

Учитывая ещё и неожиданные четыре вторых тура на выборах губернаторов, можно говорить о смене запроса избирателей. Скажем так, это запрос на улучшение социально-экономической ситуации внутри страны.

Каково место Хакасии в этом процессе? Как она стала частью федерального тренда?

В Хакасии, безусловно, это был ещё и запрос на принципиальное обновление власти. Избиратели не хотят, чтобы оставалось «как было».

Выборы в Хакасии оценивались экспертами, как самые сложные в этом сезоне – многоуровневая совмещенная выборная кампания и высокие риски в связи со сложной социально-экономической ситуацией в республике. Невысокая популярность кандидата от власти на пост главы республики.

Совмещенные выборы в этих условиях выкристаллизовали новый запрос к власти, чтобы она занялась улучшением жизни простых людей. Избиратели не получили такого ответа в ходе выборной кампании. Что произошло дальше – всем известно: второй тур, отчаянные попытки власти наверстать упущенное в ходе первого тура.

Аналитики прогнозировали, что выборы губернатора в Хакасии будут непростыми. И тем не менее была сделана ставка на сохранение действующей системы. Как Вы считаете, почему?

Сейчас очень много разговоров о том, кто стоял за кадровыми решениями по выборам в республике. Не так это важно. Но в любом случае решения принимались на федеральном уровне.

Если бы те предложения и стратегию, которую Зимин реализовал в две недели второго тура, начали в мае, это могло привести к победе?

Возможно. Если бы удалось:

- показать новый подход власти к решению реальных проблем;

- способность принять ответственность за это (на всех уровнях власти);

- ответить, кто и как будет реализовать новый подход опять же на всех уровнях – от муниципалитетов до уровня депутатов и исполнительной власти региона.

А главное, начать разговаривать с избирателями и договариваться внутри себя. Избиратели не хотели, чтобы осталось «как было», потому что «как было» никак не улучшало их жизнь, а, по их мнению, скорее наоборот — ухудшало.

Расчет на федеральном уровне был на позитивный сценарий кампании – на диалог внутри власти и с избирателями. Этого не случилось, что привело ко всем последующим событиям и результатам.

Можно ли говорить о кризисе политической системы в Хакасии?

Да, то, что сейчас происходит в республике это кризис. Основные причины мы уже назвали раньше. Их можно разделить на две большие группы. Во-первых, это сложная экономика, серьезные проблемы в социальной сфере в регионе. Значимо на настроение избирателей повлияло изменение параметров пенсионного обеспечения. Обсуждение законопроекта выпало ровно на период выборов.

В последний раз изменения такого уровня, которые охватывали бы так широко самые разные социальные группы, было, пожалуй, в 1991 году – павловская реформа. Обсуждение пенсий послужило триггером – спусковым крючком для роста протеста против власти и истэблишмента.

Во-вторых, действия самой власти. Не только Зимина, а действия власти на всех уровнях. Это были отдельные выборы, когда каждая из ветвей власти пыталась решить свои задачи, зачастую не считаясь с интересами других участников выборов, при этом находясь в одной партии, представляя власть вообще. Это, мягко скажем, вызывало непонимание на уровне избирателей, и подкрепляло протест.

Сейчас нужна работа над ошибками и перезагрузка, с учетом запросов со стороны избирателей. Основной из них состоит в том, что власть готова сделать для улучшения жизни людей, и как она будет решать их проблемы.

Очевидно, что в первом туре голосование было протестным. Теперь голосовать против Зимина не надо. Как теперь, на Ваш взгляд, поведет себя избиратель?

Давайте будем честными, ни кандидат от КПРФ, ни кандидат от «Справедливой России» не готовы к тому, чтобы стать эффективными руководителями исполнительной власти. В первом туре люди голосовали не за них. Они голосовали против Зимина и за оппозиционный партийный брэнд.

Попытки представить рейтинг Коновалова, как реальный рейтинг КПРФ в регионе – это лукавство и пропаганда. Избиратели голосовали за тех кандидатов, что были.

Если я не хочу голосовать за Зимина, потому что не хочу, чтобы осталось «как было», то голосовать за кого? За кого-то другого. Не важно, что я этого другого не знаю. Важно, что он другой и маркирован как представитель оппозиции. Все, что по голосам отпало от кандидата власти, было распределено между оппозиционными кандидатами.

Неготовность бывших кандидатов (да и выдвинувших их партий) к управлению республикой теперь нужно решать на уровне привлечения квалифицированных кадров в правительство. Это первый путь. И через создание коалиций между всеми силами, заинтересованными в развитии региона. Это второй путь.

Что-то уже начинает происходить: я имею ввиду совместное заявление депутатов Госдумы РФ от ЛДПР и КПРФ о создании коалиции. Но и для первого, и для второго пути главный риск – политические амбиции. Если всё сведется к избыточному политиканству, конфликтам и выяснению отношений, то ничего хорошего для жителей не будет. Избиратели же поддержат тех, кто сможет убедить их в своей способности и наличии воли решать их проблемы.

После отказа от участия в голосовании действующего губернатора в регионе опасаются срыва выборов и назначения новых «по-приморскому сценарию». Как Вы считаете, насколько вероятна такая ситуация?

В Приморье выборы были отменены из-за допущенных многочисленных нарушений. В Хакасии нет оснований для такого решения.

Искушение «обнулить» ситуацию выборов, и начать все сначала, может быть, но такой сценарий вряд ли допустит федеральная власть. Будет учтен опыт Приморья.

Как мы видим, вторые туры во Владимирской области и Хабаровском крае были очень напряжённые, но состоялись и прошли без нарушений. Дискредитация выборной системы не нужна никому – ни власти, ни избирателям. Напротив, более высокая явка на вторых турах и их результаты показывают, что доверие к избирательной системе есть.

Какие варианты дальнейшего развития событий в Хакасии Вы видите, в случае, если выборы пройдут, как и назначено, 7 октября? Смогут ли разные политические силы договориться при формировании системы власти? Каковы будут позиции «Единой России»?

Пока об этом говорить рано. Есть риски, есть определённые позитивные надежды и возможности. Давайте посмотрим, как это будет происходить в течение второго тура выборов.

У «Единой России» в этот второй тур необычная позиция. Они оказываются в стороне от прямого участия в выборах, но, безусловно, остаются важнейшими и обязательными участниками коалиций и всех политических процессов. Не считаться с «Единой Россией» нельзя. Отказываться от помощи и ресурса единороссов было бы большой ошибкой.

Так что, буквально остаться в стороне и снять с себя ответственность за происходящее, у партии власти не получится. Более того, перед «Единой Россией» стоит задача вернуть доверие жителей республики за неудачи на выборах главы региона.

Оригинал статьи на https://abakan.sm-news.ru/v-xakasii-ne-poluchilos-dialoga-vlasti-s-izbiratelyami/

spasibo

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 В Хакасии диалога власти с избирателями не получилось
banner-cik-min В Хакасии диалога власти с избирателями не получилось
banner-rfsv-min В Хакасии диалога власти с избирателями не получилось
expert-min-2 В Хакасии диалога власти с избирателями не получилось
partners 6
eac_NW-min В Хакасии диалога власти с избирателями не получилось
insomar-min-3 В Хакасии диалога власти с избирателями не получилось
indexlc-logo-min В Хакасии диалога власти с избирателями не получилось
rapc-banner В Хакасии диалога власти с избирателями не получилось