Румянцев: Нельзя перегибать палку, регулируя агитацию в сети
Директор Центра прикладных исследований и программ (ПРИСП), член Правления РАПК Сергей Румянцев в эксклюзивном интервью для портала «Выбор народа» осветил основные проблемы текущего электорального цикла с юридической точки зрения и поделился своим мнением о перспективах цеха политконсультантов.
- Избирательное законодательство отличается высокой изменчивостью, почти ежегодно электоральные юристы сталкиваются с новыми вызовами. Что стало для них главной «головной болью» в этом году?
- Я не стал бы упрощать ситуацию и сводить все к появлению некоторых изменений в законодательстве в этом году. И даже не назвал бы это «головной болью». Профессиональные юристы, занимающиеся сопровождением избирательных кампаний, давно привыкли к постоянным изменениям избирательного законодательства. Их отсутствие скорее бы вызвало изумление у электоральных юристов. К этому вопросу нужно подходить комплексно. В течение последних электоральных циклов в законодательство был введен ряд норм, которые задают большую часть проблем для представителей цеха политюристов. Необходимость появления этих норм была продиктована конкретными политическими условиями.
Но политическая ситуация изменилась, и соответствующие нормы утратили актуальность. При этом они создают проблемы не столько для юристов, сколько для ведения полноценной, красивой избирательной кампании. Например, можно вспомнить о запрете на изображение иных физических лиц, кроме кандидата, в агитационных материалах. Долгие годы действовала норма, допускающая изображение физического лица с его письменного согласия. Более того, существовала норма, которая позволяла использование изображений членов семьи кандидата. Потом был введен запрет. Но, с точки зрения полноценности избирательной кампании, полноценности самой информации о кандидате, кампания потеряла лицо. Агитационный печатный материал стал безликим, серым.
Возьмите любой французский или американский предвыборный ролик. Это полноценное, красивое, яркое действо. И сравните с нашими роликами, где нельзя показывать никого, кроме кандидата. Эта норма, на мой взгляд, давно требует отмены.
На мой взгляд, очень важно «не перегнуть палку» при регулировании предвыборной агитации в сети. Необходимо провести очень четкий правовой «водораздел» между агитационными материалами, распространяемыми в сети, и мнениями граждан о том или ином кандидате, которые содержатся в тех же постах, публикуемых в социальных сетях.
- После начала СВО активно обсуждалась возможность отмены прямых выборов. Как Вы считаете, насколько это вероятно и как может отразиться на состоянии корпорации политконсультантов?
- Отмены прямых выборов не будет. Столь радикальный шаг, как отмена прямых выборов (если бы он состоялся), подчеркнул бы то, что страна находится в критической политической ситуации. И потому отказ от него, на мой взгляд, был вполне очевиден. Многие ждали, что повторится история с отменой губернаторских выборов. Но, как я считаю, по этому пути не пошли, поскольку это вряд ли решило бы каким-либо образом внутриполитические проблемы, но гарантированно негативным образом отразилось бы на внешнеполитической ситуации. Я не вижу обстоятельств, которые могли бы сейчас подтолкнуть государство к столь радикальному шагу.
- После начала СВО некоторые политконсультанты начали прогнозировать серьезные структурные перестройки внутри цеха политконсультантов. Например, «анонсировали» падение востребованности на рынке представителей одних специальностей и рост значимости других. Насколько Вы согласны с такими прогнозами?
- СВО, разумеется, отразилась на всех сферах жизни общества. Она серьезнейшим образом отразилась и на рынке полконсалтинга. До самого старта кампании многим, включая заказчика, было не вполне понятно, будут выборы или нет. Прогнозы ведь действительно были самыми пессимистическими. И это касалось в том числе лиц, занимающихся финансированием избирательной кампании. Кроме того, общая ситуация в экономике и ухудшение положения бизнеса во многих отраслях не могли не отразиться на финансировании избирательных кампаний. И все это в итоге привело к тому, что в настоящий момент больше половины специалистов до сих пор остаются без работы.
Сложно прогнозировать, как ситуация будет развиваться дальше. Но, как бы она не трансформировалась, специалисты, занимающиеся модерацией общественного мнения, будут еще более востребованными. Другое дело, что по-настоящему хороших специалистов, которые могут себя грамотно проявить в данной ситуации, не так много. Терять надежду точно смысла нет. Но в ближайшее время, как я думаю, рынок действительно просядет.