Мнимый больной – комедия в трех актах от Чубайса?
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о возможности симуляции Анатолием Чубайсом синдрома Гийена-Барре.
Во-первых, не вполне понятно, сразил ли Чубайса реальный недуг, или же он симулирует по старой традиции китайских генералов эпохи Сражающихся царств. Вполне возможно, что болезнь – лишь повод для отказа от сотрудничества с Западом в рамках противостояния элит закатных стран с Кремлем. Не следует забывать, что Анатолия Чубайса с Владимиром Путиным связывают давние и прочные отношения. Рыжеволосый политик сыграл большую роль в вознесении нынешнего президента на политический Олимп и, несмотря на вполне очевидные разногласия со своим бывшим протеже, всегда соблюдал в отношениях с Путиным негласный дворовый кодекс «пацанской чести». В этих условиях сотрудничество Чубайса с «западными демократиями», которые, по словам Владимира Путина, для него хуже врагов, стало бы в глазах президента России (да и самого АБЧ) откровенным предательством. В памятной беседе с Алексеем Венедиктовым в 2000 г. президент заявил своему собеседнику: «Люди, которые против меня – двух типов: враги и предатели. Враги – это обычная история, с ними воюешь, потом заключаешь перемирие, потом партнёрствуешь, потом опять воюешь. Любая война заканчивается миром, и твой вчерашний враг становится твоим партнёром. А предатели – это те люди, которые были в твоей команде, поддерживали тебя изо всех сил, а потом, когда ты что-то не так сделал, они перебежали. И часто бьют в спину. Предатели, с ними никаких разговоров быть не может».
При этом маловероятно, что западные политики рассчитывали сделать из Чубайса лидера «закордонной» оппозиции. Хотя бы потому, что основная масса россиян питают к бывшему главе РАО ЕЭС, скажем так, не самые теплые чувства. После известий о том, что США и ЕС готовятся поставить в Москве правительство во главе с Чубайсом, Кремлю не потребовалась бы никакая мобилизация. Люди, в сознательном возрасте заставшие девяностые, сами бы штурмовали военкоматы. Появление Чубайса во главе «сознательных россиян» привело бы лишь к еще большему сплочению большинства населения вокруг действующей власти. Поэтому можно предположить, что западные политики могли планировать использовать Чубайса и его связи лишь в качестве источника информации.
Во-вторых, есть и вероятность того, что «отец олигархов» пытается при помощи болезни избежать участи Труффальдино из Бергамо. С одной стороны, в его знаниях, связях и навыках заинтересован Запад. С другой стороны, для Кремля Чубайс – бесценный связной с элитами США и ЕС. Эта ситуация дарит рыжеволосому эмигранту уникальные возможности. Однако подобная игра в «слугу двух господ» также чревата чрезмерными рисками. Ставки в ней столь высоки, что АБЧ вполне может отправиться в мир иной со словами Меркуцио на устах – «Чума пади на оба ваших дома, я из-за вас стал пищей для червей». И болезнь в данном случае может стать хорошим способом погасить излишний интерес к своей персоне со стороны обеих сторон конфликта.
Как бы то ни было, болезнь (реальная или мнимая) может способствовать тому, что фигуру Чубайса временно уберут с доски большой украинской партии. Однако в среднесрочной перспективе она вполне может вновь появиться в планах гроссмейстеров из Москвы и Вашингтона.