Политолог, эксперт Центра ПРИСП
05.08.2022

Когда Amnesty – «агент Кремля», или Что-то пошло не так

 

Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о том, как общественное мнение начинают готовить к другой повестке.

Украинский офис Amnesty International официально заявил, что не был привлечен к подготовке последнего отчета этой организации по ситуации в «незалежной». Данный отчет, напомним, содержит в себе заявления о размещении вооружения ВСУ в жилых кварталах.

Позицию украинского офиса должно понять и простить. Потому что реакцию официального Киева на отчет Amnesty можно описать одним предложением: «Такого предательства я не видел даже в кино, а там те еще поцы работают».

Владимир Зеленский заявил по этому поводу: «Сегодня мы увидели отчет Amnesty International, в котором пытаются переложить ответственность с агрессора на жертву. Если кто-то ставит на одну доску агрессора и жертву, с этим нельзя мириться. Украина — жертва, Украина — жертва, Украина — жертва. А тот, кто сомневается в этом, пособник России — «страны-террориста», и сам «террорист», и участник убийств. Каждый, кто амнистирует Россию, и кто искусственно создает такой информационный контекст, что какие-то удары террористов являются будто бы оправданными или будто бы понятными, не может не понимать, что этим помогает террористу. А, если такие манипулятивные доклады делаете, то и ответственность за уничтожение людей разделяете с ними».

Советник главы Офиса президента Украины Михаил Подоляк уверяет сограждан в том, что Россия «пытается дискредитировать ВСУ в глазах западного общества» и «сорвать поставку оружия в Украину», и используют для этого агентов влияния.

Ответом на последнее заявление могли бы стать пространные рассуждения на тему того, что такие обвинения беспочвенны. Однако градус абсурда в данном случае настолько зашкаливает, что ограничимся лишь призывом к Михаилу Михайловичу: «Думать можно! Трудно, непривычно… но можно! Надо только начать!»

Можно не сомневаться, что ближе к вечеру глава украинского офиса Amnesty International уже раз 500 пожалел, что послушался маму и отказался от работы в McDonald’s. Там – гарантированная занятость, здесь – гарантированная беседа с паном майором из СБУ.

Многие рассматривают отчет Amnesty International как признак того, что власти США готовят общественное мнение к будущему «сливу» Украины. У этой точки зрения, безусловно, есть право на жизнь. Однако в данном случае нужно учесть ряд обстоятельств. Во-первых, если мы обратимся к отчетам Amnesty за прежние годы, то обнаружим, что Украина, скажем так, далека от «солнечной демократии». Более того, многие выводы экспертов организации почему-то совпадали с заявлениями властей России относительно ситуации в «незалежной». Однако ранее эти оценки не предавались широкой огласке. В этот раз официальный Киев предпочел не молчать, и в итоге сам содействовал росту общественного резонанса вокруг темы. Во-вторых, международные организации уже не раз публиковали отчеты по событиям на Украине, на обложку которых можно было выносить фразу «не все так однозначно». Достаточно вспомнить о докладах ООН, авторы которых обвиняли обе стороны конфликта в нарушении правил и обычаев ведения войны, а также насилии по отношению к мирному населению. Украинские спикеры реагировали на них вполне рационально: брали только выгодные им факты, а о прочем умалчивали. Но в этот раз Остапа понесло: душа президента-поэта не вынесла позора горестных обид, и Киев пустился во все тяжкие.

Это решение откровенно нерационально, но власти Украины стали в итоге заложниками собственной риторики. В XXI в. они попытались презентовать людям, многие из которых успели впитать в себя если не Ремарка и Хемингуэя, то «Взвод» и «Цельнометаллическую оболочку», идею о том, что в донбасских степях идет война эльфов против орков, в которой «воины света» умудряются оставаться безгрешными. Этот ход какое-то время работал. Но в эпоху смартфонов и Интернета потенциал старой-доброй демонизации противника начал быстро иссякать. Как сказал один долговязый политик из Америки, знавший толк в освещении войны, можно все время дурачить некоторых, можно некоторое время дурачить всех, но нельзя все время дурачить всех.

 

raskol Ukrainy

 

 
Партнеры
politgen-min-6 Когда Amnesty – «агент Кремля», или Что-то пошло не так
banner-cik-min Когда Amnesty – «агент Кремля», или Что-то пошло не так
banner-rfsv-min Когда Amnesty – «агент Кремля», или Что-то пошло не так
expert-min-2 Когда Amnesty – «агент Кремля», или Что-то пошло не так
partners 6
eac_NW-min Когда Amnesty – «агент Кремля», или Что-то пошло не так
insomar-min-3 Когда Amnesty – «агент Кремля», или Что-то пошло не так
indexlc-logo-min Когда Amnesty – «агент Кремля», или Что-то пошло не так
rapc-banner Когда Amnesty – «агент Кремля», или Что-то пошло не так