За атакой сектора Газа стоят политические интересы
Израиль и палестинский «Исламский джихад» договорились о перемирии с вечера 7 августа. Премьер Израиля Яир Лапид заявил: цели операции выполнены и «нет смысла продолжать».
Обострение отношений Израиля и Палестины связано в первую очередь с избирательной кампанией, считает руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов.
Две основные политические силы Израиля - партия Ликуд, возглавляемая Биньямином Нетаньяху, и Союз партий, который возглавляют Яир Лапид, Нафтали Беннет и Бени Ганц - на протяжении нескольких лет не могут получить ярко выраженного преимущества. А также сформировать правительство, которое могло бы существовать продолжительное время. По сути, в Израиле уже боле двух лет продолжается политический кризис.
Очередные выборы назначены на 1 ноября этого года, поскольку так называемая коалиция, противостоящая Нетаньяху, долго просуществовать не смогла. Просто потому, что объединила абсолютно разные политические силы – от крайне правых до левых. Понятно, что и цели у них абсолютно разные.
И тут важно отметить, что сам Биньямин Нетаньяху всегда занимал жесткую позицию в отношении Палестины. И это было всегда для него плюсом в ходе избирательных кампаниях. И сейчас Яир Лапид, который является временно исполняющим обязанности председателя правительства, и министр обороны Бени Ганц попытались с помощью обострения отношений с Палестиной завоевать голоса той части избирателей, которая традиционно поддерживала Нетаньяху в части силовых мер воздействия на Палестинскую автономию и в первую очередь на сектор Газа.
Очевидно, что атака на руководителей «Исламского джихада Палестины», когда был убит один из руководителей этой организации, явилось катализатором обострения ситуации. Дело в том, что «Исламский джихад» – это вторая по значимости организация в Палестине после ХАМАС, с которым имеет довольно сложные отношения. Связано это с тем, что «Исламский джихад» поддерживается Ираном, тогда как у ХАМАС с Ираном достаточно напряженные отношения. Представители ХАМАС даже воевали в Сирии с подразделениями Асада, которого поддерживал Иран.
Очевидно, что тут присутствует очень сложный клубок различных противоречий. А вот победителем в данной ситуации, безусловно, стал Израиль. Если говорить про политическую элиту, то в выигрыше оказались Лапид и Ганц, которые идут на выборы. А ситуация с Палестиной даст им серьезную поддержку правого спектра израильского электората, который всегда поддерживал Нетаньяху.
Есть в этой истории еще один важный момент. При всей сложности ситуации, атака Израиля, безусловно, является агрессией в отношении сектора Газа. Но никакой серьезной критики Израиля как не было, так и нет. Фактически те люди, которые уехали в Израиль из России, потому что не поддерживают, как они говорят, агрессию соседней страны, молчат. Да и выходцы из СССР, жестко критикующие Россию за якобы нападение на Украину, в данной ситуации выступают сторонниками агрессивной политики Израиля в отношении Палестины.