Самая большая проблема власти и общества - непонимание
По социологическим данным, на предстоящих выборах около трети кандидатов, представляющих политические партии - женщины, самому молодому кандидату 18 лет, а самому возрастному – 80.
По мнению политконсультанта, эксперта по коммуникациям, психолога, эксперта Центра ПРИСП Алены Август, чтобы был представлен весь спектр, который есть у избирателей, нужны разные депутаты.
Несмотря на то, что все говорят о необходимости приводить в политику больше женщин, сами партии не очень этим озаботились.
Как мы видим, самый высокий процент среди традиционных парламентских партий у КПРФ– 35%. И 42% - у «Новых людей». Думаю, больше за счет активных юных девушек, которые, насколько мне известно, даже руководят отделениями партии. Конечно, неприятно удивила партия Свободной демократии. Тут полное отсутствие женщин говорит о каком-то гендерном дисбалансе.
На самом деле, история интересная. Сколько лет мы говорим о том, что потенциальные депутаты-женщины знают социальную сферу, как никто другой. Что именно женщины умеют слушать, чувствовать, сопоставлять детали. Что у женщин не такая прямолинейность мышления, как у мужчин. Это, извините, природой нам дано – умение из деталей собирать общее целое контента.
Но, несмотря на то, что женщин все больше в бизнесе и они успешны (есть, например, данные о том, что в период пандемии те предприятия, которыми женщины руководили или входили в состав совета директоров, пережили ковидные испытания более удачно), в политике чуда все еще не случилось.
Что же останавливает женщин на этапе заявления о том, что я хотела бы пойти на выборы? Что же останавливает всех избирателей, когда они голосуют? Когда же это соотношение мужчин и женщин начнет существенно меняться? Это вопросы, которые важно и нужно обсуждать. Если посмотреть на цифры 1989 года, например, тогда было больше женщин в совете депутатов, чем сейчас.
Очень разная возрастная линейка. Потому что есть и совершенно юные, восемнадцатилетние, и восьмидесятилетние кандидаты. При всем уважении, не очень понимаю, насколько работоспособен будет 80-летний кандидат. Хотя, некоторые и в 90 дадут фору молодым. Но все же, говоря о том, что людям нужны действия, более успешными, наверно, будут кандидаты средней возрастной линейки. Потому что и силы еще есть, и опыт уже есть. Это то самое правило золотого сечения.
Мы же понимаем, что для того, чтобы была представлена разноголосица мнений, весь тот спектр, который есть у избирателей, конечно, нужны разные депутаты. Тут, к слову, можно отметить «Новых людей», у которых был определенный крен в молодой и даже юный возраст, они сейчас представлены кандидатами и более старшего возраста. Это говорит о том, что партия от первого дерзкого выхода в политику переходит к более основательным, спокойным, вдумчивым действиям.
Если говорить в целом, то больше важен не социологический портрет кандидатов, а то, с какими идеями идут эти люди к избирателям. И как они их доносят. Потому что, самая большая проблема – непонимание.
Надо признать, что случается так, что кандидаты сами не имеют никакого понимания, что же они будут делать в политике и зачем они туда идут. Либо какое-то понимание у них есть, но донести до избирателей они его не могут. Тогда мы получаем ситуацию недоверия к органам власти еще до того, как эти органы власти сформировались. Образно говоря, формируется «внутриутробное» недоверие. Часть людей не идут голосовать из-за того, что не понимают, зачем им эти кандидаты, а часть людей идет голосовать либо по обязанности, либо по привычке, но при этом тоже особо не понимают, что же будущие депутаты будут делать.
И что мы получаем на выходе? Мы получаем совет депутатов или заксобрание, к которым уже заранее мало доверия. Потому что уже заранее не получилась прямая, открытая, честная и, самое главное, внятная коммуникация.
И это еще одна важная задача для всех политиков, чиновников, для тех, кто имеет взаимодействие и взаимоотношения с людьми, которые живут в нашей стране.