Россия между стратегическим партнерством и ОДКБ
Пытаясь не дать начаться войне, Россия попадает между двух огней. С Баку Москву связывает важное стратегическое партнерство, с Ереваном эта связь еще более тесная, в том числе и по линии Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов – о должном поведении России в конфликте Азербайджана и Армении.
Москва как никто другой заинтересована в мирном разрешении конфликта на Кавказе. С Азербайджаном ее связывают стратегическое партнерство, которое выстраивалось более 20 лет, важные энергетические проекты. В России также проживает довольно большая азербайджанская диаспора. В то же время и с Арменией связи не менее тесные. На ее территории находится российская военная база, страна является членом Евразийского экономического союза и ОДКБ.
Мы знаем прецедент оказания такой помощи Казахстану – это январь 2022 года. Там была немного иная ситуация, тем не менее Казахстан обратился к странам ОДКБ, и эту помощь получил. У нас нет никаких сомнений, что такая помощь может быть предоставлена Армении. ОДКБ – это работающий механизм, казахстанский кейс продемонстрировал нам работоспособность этого механизма.
Действие ОДКБ распространяется только на те случаи, когда угроза представляет безопасность территориальной целостности и суверенитету государства. Он напомнил, что после вооруженного конфликта в сентябре 2020 года в Нагорном Карабахе международное сообщество в целом, и Армения в том числе, признали, что эта территория является частью Азербайджана.
Поэтому ведение военных действий на территории Арцаха (Нагорный Карабах. – Прим.ред.) не могут рассматриваться в рамках договоренности ОДКБ. Это ситуации немножко разные. Прямая угроза Армении от любого государства – это повод задействовать механизм ОДКБ. Думаю, что это прекрасно понимают в других государствах, не только в Армении.
Ранее опубликовано на: https://fedpress.ru/news/77/policy/3095338