Проект «Полярный экспресс»: оптоволокно под Севморпутем
Главный редактор сайта «Безопасность Арктики и России» Борис Дульнев – о реализации амбициозного телекоммуникационного проекта «Полярный экспресс».
В России реализуется амбициозный глобальный телекоммуникационный проект по прокладке вдоль трассы Севморпути подводной Волоконно-оптической линии связи «Полярный экспресс». В IV квартале этого 2022 года подводный оптический кабель должен дойти от мурманской Териберки, где он берет начало, до Амдермы в Ненецком округе.
У меня две хорошие новости:
Во-первых, проект «Полярный экспресс» обзавёлся собственным официальным сайтом http://полярныйэкспресс.рф. На сайте можно найти всю исчерпывающую информацию о целях и задачах проекта, его участниках, географии, технических характеристик проекта, техническом флоте, береговой наземной инфраструктуре, экологии проекта и перспективах, которые есть у проекта.
Во-вторых, проект реализуется строго по плану. По имеющейся у меня информации в Амдерме готова к сдаче в эксплуатацию вторая по счёту (первая в Териберке) из 10-ти наземная береговая станция (БС). В 20-х числах сентября в Амдерме ожидают комиссию, которая должна будет принять БС. БС однотипны. Это модули контейнерного типа в специальном арктическом исполнении. Их производят в Пскове, на одном из заводов АО «Управление перспективных технологий». Поэтому выглядеть БС в Амдерме будет практически так же, как уже построенная в Териберке. Схему модулей наземной БС и её внешний вид можно увидеть на коллаже. На фото – БС в Териберке.
Предположу, поскольку официальной подтверждающей информации пока нет, что подводный кабель ВОЛС так же будет проложен в этом 2022 году до Амдермы и подключен к построенной там БС.
По информации ресурса «Морские вести России», в модулях БС размещают все необходимое для работы оборудование: приемопередающие устройства, оборудование электропитания, контроля направления и устройства аварийного питания (дизель-генераторы). Подобные станции можно эксплуатировать в необслуживаемом режиме, однако за работой все-таки должны следить диспетчеры.
«В Амдерме мы попытаемся развернуть для работы ветрогенераторы, – пояснил генеральный директор АО «Управление перспективных технологий» Алексей Стрельченко. – Не знаю, получится ли, но было бы отлично иметь альтернативные решения в качестве источников питания». Речь идёт о ветрогенераторных станциях. В чем особенность тех станций, которые будут располагаться на маршруте? Вместо привычных станций с горизонтальной осью вращения будут произведены и установлены станции с вертикальной осью вращения, с гораздо более меньшим диаметром, с меньшим воздействием на экологию и низким шумом. Диаметр лопастей составит 6 метров, мощность – 30-40 кВт.
Как следует из приведенной цитаты, инициаторы проекта намерены в его рамках строить свои ВИЭ для дополнительного обеспечения электрогенерации для своих БС на всем маршруте «Полярного экспресса». Не буду предполагать, насколько такая идея будет нова и оригинальна для других мест размещения БС, но для Амдермы ветрогенерация чем-то новым и необычным точно не станет.
По сообщению газеты НАО «Няръяна вындер» от 23.11.2021, ветродизельный энергетический комплекс в Амдерме включает сейчас четыре ветроэнергетические установки общей мощностью 200 кВт и три дизельных генератора фирмы Gesan (КНР) общей мощностью 460 кВт. С августа 2016 года, то есть с момента ввода в эксплуатацию, из-за недочётов проекта, комплекс работает лишь на 30% своей мощности.
– Результаты выполненных работ по ветродизельному энергетическому комплексу в Амдерме принимало руководство МУП «Амдермасервис» в 2016 году, – пояснили «НВ» в администрации Заполярного района. На сегодняшний день ветроэнергетический комплекс посёлка Амдерма не введён в полноценную эксплуатацию и работает в тестовом режиме.
В этой же публикации газеты сообщается о том, В Амдерме планируют построить новую ДЭС в составе действующих ветроэнергетических установок. Итоги аукциона должны были быть подведены в конце ноября 2021 года. Новая дизельная электростанция предназначена для использования в качестве основного источника электроснабжения потребителей п. Амдерма в составе с действующими ветроэлектрическими установками (ВЭУ). В соответствии с техзаданием, существующая ВЭС должна быть интегрирована в действующую систему электроснабжения и совместно с проектируемой ДЭС представлять собой единый энергокомплекс населённого пункта. Первичными генерирующими источниками новой ДЭС должны были стать два дизельных электроагрегата отечественного производства мощностью 315 кВт каждый и два дизельных электроагрегата мощностью 200 кВт, напряжением 380 Ватт. Вторичными генерирующими источниками станут ВЭУ в составе четырёх ветрогенераторов мощностью по 50 кВт. По утверждению газеты, по вине подрядчика и поставщика ВЭУ, проект до сих пор остаётся до конца не реализованным. Запрячь ветер в упряжку пока не удаётся. Так же газета подчеркивает, что проект ВИЭ в Амдерме стал первым опытом строительства ветродизельного энергетического комплекса как для региона, так и в целом для Крайнего Севера.
Надеюсь, что появление нового игрока на ниве внедрения ВИЭ в Амдерме, позволит, наконец, руководству НАО и Заполярного района «запрячь ветер» в энергетическую упряжку поселка и построенной БС «ВОЛС «Полярный экспресс». Поясню для читателей из-за пределов НАО – округ не подключен к единой энергетической системе России. Практически вся электрогенерация в Ненецком округе является автономной и локализованной по населенным пунктам и представлена дизель-генераторами.
Заострю внимание на ещё одном существенном моменте относительно проекта и Амдермы. По информации с официального сайта проекта, на морском участке трансарктической подводной ВОЛС используется специализированный подводный кабель, который имеет 6 пар оптических волокон (ОВ) и токопроводящий элемент для электропитания подводных оптических усилителей. При этом:
- две пары ОВ предназначены для организации прямой связи на магистральном участке «Мурманск (Териберка)-Владивосток» протяженностью 12 650 км;
- две пары ОВ для организации четырех независимых ответвлений к промежуточным объектам в пунктах: Амдерма, Диксон, Тикси, Певек, Анадырь, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск (здесь или опечатка на сайте или необходимо пояснение, так как не бьются цифры – четыре независимых ответвления (4х2=8) и семь населенных пунктов – БД);
- две пары ОВ для организации магистрального резерва на перспективу развития всей сети связи.
Для правильного понимания, ответвление от магистральной трансарктической ВОЛС, это по параметрам совсем не резервная ВОЛС Нарьян-Мар-Харьяга по своей пропускной способности и скорости передачи информации. Разница, как если сравнивать магистральный газопровод «Сила Сибири» и внутри региональный газопровод Василково-Нарьян-Мар. Огромная проблема Ненецкого округа в том, что этот без лишнего пафоса и стёба, «подарок судьбы» от Федерального Центра, географически и инфраструктурно расположен для НАО в одной из самых неудобных точек территории округа.
Мне понравилось аналогия, приведенная на одном из пабликов НАО ВКонтакте, описывающую неудобство «точки ввода» для округа от «Полярного экспресса» в Амдерму:
«Это все равно, как за бюджетный счет подвести к своему дачному участку на краю дачного поселка отвод от ЛЭП. Только гораздо круче! Правда точка ввода электричества находится в самом дальнем от дома и неудобном месте участка, как Амдерма. И вам надо самому придумать и найти деньги, чтобы подвести электричество к дому и к баньке, сделать в доме розетки, поставить уличное освещение. А еще и соседи на вас смотрят с надеждой, что через ваш участок можно кинуть линию и на их участки. Согласитесь, что крайне глупо в этих условиях продолжать пользоваться керосиновой лампой и свечами и готовить еду на печке или костре. Пора шевелиться!!!».
Последний призыв в цитате обращен к Администрации округа. Нельзя сказать, что профильные структуры Администрации НАО совсем ничего не предпринимают, чтобы должным образом «распорядиться» обрушившимся на них счастьем. По моей информации, эти самые профильные структуры пытаются выйти на оператора проекта ФГУП «Морсвязьспутник» с предложением, чтобы округу дали канал для Интернета. Но пока ответной реакции от оператора нет.
Предположу причину. Дело в том, что в отличие от правительств Чукотского округа и Республики Саха – Якутия, а так же в отличие от ООО «Единство», входящего в группу компаний «Норникель», и являющегося магистральным оператором связи, обеспечивающего высокоскоростной канал связи, выполняющего важные социальные функции повышения доступности для населения и организаций севера Красноярского края и Мурманской области современных услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, администрация Ненецкого округа с её небольшой просьбой оператору проекта ФГУП «Морсвязьспутник», скорее всего, не интересна.
Судя по новостям официального сайта проекта «Полярный экспресс», соглашения о сотрудничестве с указанными субъектами «Морсвязьспутник» заключил, потому что у этих субъектов уже есть готовые проекты и реализованные технические решения по развитию региональных сетей волоконно-оптической связи и региональных цифровых решений, для которых эти сети создаются. По аналогии с газопроводами можно привести пример города Сковородино Амурской области по близкой мне теме метанола, для производства которого выступает природный газ из газопровода «Сила Сибири», который проходит в 15 км от завода. Был у Газпрома интерес заключать соглашение с администрацией Амурской области и властями города договор? Безусловно был! А вот подписывать соглашение с каким-нибудь поселком лесозаготовителей на 500 жителей в километре от газопровода – вряд ли.
Своих идей (хотелки Администрации «на халяву» провести оптоволокно помимо Амдермы ещё и в Усть-Кару, Каратайку, Бугрино и Индигу) по цифровизации и развитию IT-сферы в Ненецком округе нет. Заключать фактически «договор о намерениях», как это было в марте прошлого года с компанией «Мегафон», когда округ и «Мегафон» подписали соглашение о сотрудничестве в рамках международного конкурирующего с «Полярным экспрессом» проекта подводной транс-арктической ВОЛС «Arctic Connect», более реалистичная государственная компания «Морсвязьспутник» смысла, очевидно, не видит.
Уже тогда возникали вопросы об экономической реалистичности планов НАО и «Мегафона» о проектировании отводов в прибрежные посёлки Амдерма, Индига, Бугрино (вероятно, в Усть-Кару и Каратайку). И это при том, что «Arctic Connect», в отличие от «Полярного экспресса», должен был проходить не вдоль Арктического побережья России вдоль трассы СМП, а практически напрямую через Ледовитый океан, гораздо севернее Новой Земли. Проект был коммерческим и международным. Его целью было связать по самому короткому маршруту Осло и Токио. Основной инвестор был из Японии. Основной оператор из Финляндии. В мае того же 2021 года из-за эпидемии КОВИД и экономических проблем в мире основной японский инвестор вышел из проекта. Заменить его партнерами из Китая и Южной Кореи «Мегафону» не удалось.
В декабре 2021 года стало понятно, что проект «Arctic Connect» умер окончательно, так как прошла информация о том, что финский партнер «Мегафона» Cinia с компанией Far North Digital из Аляски запланировали совместный проект по подводной прокладке кабеля. Это будет дальнемагистральный маршрут, где оптоволокно длиной 16 500 км соединит Скандинавию, Северную Америку и Азию через Северный Ледовитый океан. Совместная сеть будет проложена из Японии в Норвегию через Северо-Западный проход. Запланированы береговые выходы на Аляске и Канадской Арктике, а также локации в Норвегии, Финляндии и Исландии.
Обращаю внимание руководства Ненецкого округа, что в переговорах с «Морсвязьспутником» надо помнить и учитывать цели проекта «Полярный экспресс»:
- Развитие портовой инфраструктуры на трассе Северного морского пути;
- Создание цифровой инфраструктуры для добычи и транспортировки углеводородов в Арктике, решение задач геологоразведки;
- Сохранение и поддержание экологии, внедрение сберегающих технологии для северных регионов;
- Обеспечение альтернативы спутниковой связи для северных широт — синергия ВОЛС и спутниковых сетей (Iridium, Inmarsat 10GX, Экспресс-РВ и т. д.);
- Развитие инфраструктуры цифровых ЦОД для больших объемов данных на территории РФ;
- Внедрение и расширение мощностей по выпуску высокотехнологического оборудования при реализации проекта.
Насколько эти цели реализуемы через БС в Амдерме, честно говоря, не очень понимаю. Военные в Амдерму пока вроде бы не возвращаются. В распоряжение Правительства РФ от 1 августа 2022 г. N 2115-р «Об утверждении плана развития Северного морского пути на период до 2035 года» порт Амдермы не попал. Для развития «инфраструктуры цифровых ЦОД для больших объемов данных», Амдерма не подходит по одному важному параметру. В поселке или поблизости от него отсутствуют предприятия устойчиво и надёжно производящие большие объёмы дешёвой электроэнергии. Неустойчивая ветро-генерация здесь не годится. Плюс большая удаленность в совершенно экстремальной и труднопроходимой арктической местности от потенциальных точек с большими потребителями цифрового трафика данных, в которые можно проложить наземные ВОЛС. Возможно, что не только я, жители, но и Администрация округа всех планов руководства страны в отношении Амдермы пока не знаем.
Если немного порассуждать, то можно вспомнить о планах соседней Республики Коми о создании мощного ЦОД в Воркуте. Там на базе воркутинских углей можно решить вопрос с производством больших объемов недорогого электричества. Климат подходящий – очень холодный (самое то для ЦОД, требующего мощного охлаждения). ВОЛС, в принципе, можно проложить по суше: или через Усть-Кару, или через Каратайку. Благо сейчас опыт такой в округе уже есть.
Еще вариант – проложить еще один подводный кабель от Амдермы через пролив Югорский Шар до порта Варандей. А это уже вотчина Роснефти и Лукойла. И оптоволокно от Варандея до Харьяги и дальше на юг в Коми уже есть. Польза и для порта Варандей, который тоже не попал в указанное выше распоряжение Правительства РФ и его планов развития СМП, и для наших крупнейших недропользователей в части реализации ими цели «создание цифровой инфраструктуры для добычи и транспортировки углеводородов в Арктике, решение задач геологоразведки», поскольку короткий доступ к высокоскоростному и с мощной пропускной способностью по объемам трафика «Полярный экспресс» дают нашим нефтяным компаниям мощный импульс для дальнейшего развития. Да и Нарьян-Мар с его административными функциями региональной столицы и морским портом получает дополнительные возможности по расширению трафика после завершения прокладки резервной ВОЛС Нарьян-Мар – Харьяга.
А это будет через некоторое время будет крайне востребовано и для Русхима, реализующего в НАО проект освоения Кумжинского и Коровинского ГКМ, и строительства ГХК (метанол) и Морского терминала по отгрузке метанола в Василково. И для Газпрома и Лукойла в связи с освоением ими в относительной близости от Нарьян-Мара Ванейвисского и Лаявожского ГКМ.
Если еще немного пофантазировать, то при решении вопроса наращивания электрогенерации в Нарьян-Маре (а это можно решить при помощи соседей из Коми), то вполне возможен проект создания ЦОД и в самом городе или поблизости от него или поселка Искателей.
Но всем этим комплексно, наконец, надо заняться губернатору НАО Юрию Бездудному и его Администрации. И выходить надо не только на оператора проекта «Морсвязьспутник», но и на заказчика-застройщика ФГУП «Росморпорт». И на заказчиков проекта Минтранс РФ и Росморечфлот. Да и на Правительство РФ тоже. И на недропользователей, и на руководство Республики Коми. И главное, Юрию Васильевичу не надо стесняться грузить этими задачами сенаторов от НАО Гусева и Галушину, и ненецких депутатов Госдумы Коткина и Кислякова. Да и партийным ресурсом родной для всех указанных товарищей Единой России тоже не грех злоупотребить на благо Ненецкого округа. Благо Андрей Турчак, Секретарь генсовета партии и первый заместитель Председателя Совета Федерации ФС РФ, является активным лоббистом создания в Арктике сети ЦОД.
Ранее опубликовано на: https://rusnord.ru/hot/56777