Отрицание выборов как часть рутинной деятельности оппозиции
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов – к вопросу о легитимности осенних выборов.
Чуть более недели назад в России завершился Единый день голосования – были избраны губернаторы, мэры, депутаты заксобраний, городских дум, а также муниципальные депутаты в 125 районах Москвы.
Легитимность прошедших выборов, в первую очередь, московских муниципальных, стала одним из самых обсуждаемых вопросов. Представители ряда оппозиционных сил не признали итоги голосования, указав на давление на кандидатов, фальсификации в ДЭГ, отсутствие конкуренции и наблюдения, – стандартный набор претензий, которые можно услышать перед любыми выборами и которые не подкреплены фактами.
За выборами в Москве было организовано всестороннее наблюдение. Только Общественный штаб подготовил свыше 10 000 наблюдателей, которые «закрыли» все избирательные участки Москвы. Своих представителей направили и многие партии.
У оппозиции была возможность наблюдать и за ходом онлайн-голосования, но от нее отказались именно те партии, которые сегодня заявляют о фальсификациях в ДЭГ. В отличие от них для большинства москвичей онлайн-голосования стало привычной формой волеизъявления, что и показали прошедшие муниципальные выборы. То есть, ряд оппозиционных партий сознательно лишил себя поддержки большей части избирателей, что и отразилось на итоговых результатах.
В выборах, помимо самовыдвиженцев от различных районных объединений и «школ кандидатов» (см. пост «Курсы молодых бойцов»), участвовали представители пяти парламентских и шести непарламентских партий, двух региональных общественных организаций.
Что касается преследований оппозиционных кандидатов, то политически мотивированных снятий и отказов не было. В выборах не смогли принять участие те, кто открыто поддерживал структуры, признанные в России экстремистскими, но их процент от общего количества кандидатов был минимален (подробнее об этом читайте в серии постов «Фактор люстрации»).
Высокая конкуренция, всестороннее наблюдение и позитивное отношение к онлайн-голосованию обеспечили высокую явку на выборах, что говорит о доверии граждан к избирательной системе.
Это подтверждается и результатами опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Большинство респондентов заявили, что считают местные выборы «безусловно честными» или «скорее честными». Этой точки зрения придерживается 69% граждан, что на 3% больше, чем двумя годами ранее. Лишь 18% граждан заявили, что выборы прошли «безусловно нечестно» или «скорее нечестно». За последние два года их доля сократилась на 6%. Доверяют результатам выборов в своих регионах 66% респондентов (против 61% в 2020 году), не доверяют – 23% (против 28%).
Безусловно, представители оппозиционных сил не признали результаты голосования, но от полученных мандатов отказываться не стали (хотя и были попытки со стороны некоторых новоиспеченных депутатов). Для оппозиции критика итогов выборов стала неотъемлемой частью политической деятельности. Подобные заявления были ожидаемы, как и проведение различных митингов и акций протеста после выборов (некоторые уже были анонсированы и пройдут в ближайшее время).
Обвинения в нелегитимности зачастую звучат от тех, кто к самим выборам, как и, по большому счету, к политике, не имеют никакого отношения. При этом нередко, при анонсе тех же протестных мероприятий, они заявляют о том, что большинство граждан России якобы не признает результаты выборов.
Результаты опроса ВЦИОМ, напротив, говорят об обратном – заявления представителей оппозиционных сил о нелегитимности выборов и, тем более, о поддержке этого мнения гражданами России, далеки от истины.
Впрочем, это часть рутинной деятельности оппозиции – никто не собирается всерьез добиваться отмены выборов или пересмотра результатов, а лишь обозначает свою позицию по этому вопросу.