Невезучая Хакасия: от экономического до политического банкротства
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев комментирует данные исследования ВЦИОМ, в котором говорится о том, что 47% респондентов заявили, что большая часть жителей Хакасии не будет доверять кандидату, победившему в выборах из одного кандидата. Причину политического кризиса в республике эксперт видит в усталости жителей от нерешенных в республике экономических проблем.
Оценивая возможные последствия «безальтернативного тура» губернаторских выборов в Хакасии, следует помнить о том, в каком положении находится регион. Еще в январе 2018 года федеральное казначейство перевело республику на внешнее финансовое управление. Т.е. фактически речь идет о регионе-банкроте. В октябре 2017 года уровень госдолга Хакасии достиг 145% от объема доходов республики. Объем инвестиций в экономику республики сократился в прошлом году более чем на 23% по сравнению с предшествующим периодом. Даже крупные предприятия региона вынуждены инвестировать преимущественно из собственных средств. Лишь своевременное вмешательство федерального центра спасло регион от банкротства: с 1 января 2018 года по инициативе Президента РФ была запущена программа реструктуризация долга республики. Ситуация, однако, продолжает оставаться тяжелой. Только в первом квартале 2018 года реальные располагаемые доходы жителей сократились более чем на 7% (по отношению к аналогичному периоду прошлого года).
В этих условиях экстренная смена власти в республике в связи с «затянувшимися выборами» может стать тяжелым ударом по только начавшему выбираться из кризиса региону. Бюджет Хакасии не сформирован, до сих пор не решена проблема точечных отключений электро- и теплоснабжения, не завершен даже процесс сбора урожая. Решение этих задач требует оперативного решения. В этой ситуации регион не может возглавить человек, объективно не имеющий опыта решения хозяйственных вопросов хотя бы на уровне муниципалитета.
Мотивацию единственного кандидата на должность главы республики Валентина Коновалова добиться скорейшего проведения выборов достаточно легко понять. Его высокий рейтинг во многом был обеспечен негативным восприятием пенсионной реформы и усталостью жителей от фигуры Виктора Зимина. Коновалову люди отдали свои голоса просто на возникшей волне протеста. Но использование этого ресурса имеет свои ограничения. Зимин ушел. Пенсионный возраст был повышен. Негатив, порожденный этим решением, не может постоянно держаться на одном уровне. С течением времени этот показатель будет неизбежно падать. Чем больше времени пройдет до начала второго тура голосования, тем меньшее количество избирателей будет готово поддержать Коновалова. И люди из его окружения, и потенциальные соперники Коновалова в борьбе за пост губернатора также прекрасно понимают, что время работает против кандидата от КПРФ.
На этом фоне нежелание жителей республики поддержать выборы, в которых участвует лишь один кандидат, представляется естественным. Это нормальная реакция людей, которые успели выплеснуть большую часть накопившегося негатива и не желают, чтобы ими манипулировали политики любого политического окраса. Они прекрасно осознают, что «выборы без выбора» не решат их проблем.