Арифметика СВО
Журналист, эксперт Центра ПРИСП Петр Скоробогатый – о том, что при подготовке последнего материала обнаружил, что данные по численности российских войск в зоне СВО и даже потерям вполне открыто озвучиваются статусными экспертами, это позволяет автору более предметно и откровенно поговорить о ходе СВО.
1. Численность союзной группировки в зоне СВО в среднем составляла 150-200 тысяч человек, на пике могла доходить до 220 тысяч. По этой оценке, практически консенсус. В дальнейших прикидках скорее важен ориентировочный порядок цифр. В начале СВО киевское направление (вместе с Сумами и Черниговом, которые прошли насквозь) штурмовали 30-40 тысяч, Херсон и Харьков — по 15-20 тысяч ВС РФ. Южное направление (Мариуполь) и северное (Изюм) в дальнейшем было усилено дополнительно. Но основной массив войск просто перебрасывали с одного направления на другое (помните, полтора месяца паузы после отхода от Киева).
2. Эти крохи не могли и не имели приказа брать под контроль территорию Украины, хотя в начале СВО дополнительные тысяч 50 могли прибавить к России ещё немало областей. После отказа Киева от мира войска сфокусировались на контроле территорий и перенесли фокус на Донбасс, где внезапно для Москвы отменно зарекомендовали себя сначала части ДНР, потом ЛНР. Они добавили ещё минимум сто тысяч вместе с мобилизованными. Добровольцы, чеченцы – до 10 тысяч.
3. Постепенно вся группировка стачивалась, а пополнения не было. Ушедшие на отдых части не возвращались. Мариуполь — до 20 тысяч человек в наступлении. Северодонецк/Лисичанск — уже до 10 тысяч. Последняя наступательная операция ВС РФ первой части кампании.
4. Потери. Категория сложная, манипулятивная. Есть некоторые официальные данные, которые можно экстраполировать в зависимости от интенсивности фронтов. Например, активные воины Донбасса с начала СВО потеряли 3242 погибших и 13694 раненых. ВС РФ - 5937 человек, заявил министр обороны Сергей Шойгу. Есть цифры луганских госпиталей, наградные листы. Вероятно, в целом на все подразделения и республики выходит цифра в 60 тысяч убитых и раненых. Такую оценку разделяют многие аналитики.
5. Серьёзным недооценённым фактором потерь оказались так называемые «500-сотые», контрактники, которые отказались участвовать в СВО до её старта или в ходе ротации. Таких много.
4. В итоге в подразделениях нарастала проблема некомплекта при достаточном техническом и снарядном обеспечении. В августе наблюдатели гадали, почему по подсчётам воюют только 40-50% частей ВС РФ в зоне СВО. По факту, остальные недоукомплектованные части использовали в лучшем случае для обеспечения и частичного ротирования сводных БТГр. Особенно показательно харьковское отступление, ведь именно на этом направлении виделись наши скрытые свежие резервы. Сегодня же именно эти некомплекты в первую очередь будут пополняться мобилизованными, а потому они не участвуют в боевых действиях и, вероятно, отведены в тыл.
5. По оценкам экспертов непосредственно линию соприкосновения в 1000 километров (вообще-то на 1500, но воспользуемся данными президента) держат (держали) в лучшем случае 50-60 тысяч солдат, то есть в соотношении 50 человек на километр. Остальные части находятся не в глубине эшелонированной обороны, а в тыловом обеспечении. На уязвимых участках на один километр приходится от 20 защитников.
6. Как надо? Нормативы сильно зависят от типа местности. Ориентировочно, мотострелковый батальон (до 500 человек) держит два эшелона пятикилометровой линии фронта. Или так: дивизия (до 10 тысяч человек) - тридцать километров хорошо укреплённой обороны. Нетрудно посчитать, что минимально на 1000 километров фронта нужно сто тысяч солдат. Для плотной эшелонированной обороны с тылами и обеспечением нужны 300 тысяч. Для локального наступления с умеренными целями данную цифру следует удвоить. 600 тысяч солдат — это минимум.
Для больших задач с учётом потенциала ВСУ (умеренного потенциала, надо сказать, но это другая история) требуется миллионная группировка. Вопрос в масштабе задач.
Все цифры оценочные, либо взяты из открытых источников.