Не ГКО, или о Координационном совете спецоперации
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – об отличиях Координационного совета спецоперации от ГКО.
Решение президента создать Координационный совет, который будет отвечать за обеспечение нужд спецоперации, вполне ожидаемо породило аналогии с историей Великой Отечественной войны. Однако их уместность все же вызывает сомнения.
Во-первых, Государственный Комитет Обороны сосредоточивал всю полноту власти в государстве. Верховный Совет СССР и Совнарком СССР занимали подчиненное положение по отношению к ГКО. Его решения были обязательны для всех органов власти. Чтобы воспроизвести этот подход в российских реалиях, Координационный совет должен возглавить лично Владимир Путин.
Во-вторых, в основу деятельности ГКО был положен принцип персональной ответственности. Что и приводило в итоге к острым дискуссиям: люди, отвечавшие головой за реализацию своего направления работы, предпочитали жестко отстаивать свою позицию по принципиально важным вопросам. В таких случаях создавались комиссии из представителей сторон-оппонентов, которым поручалось согласовать озвученные позиции и доложить результаты на следующем заседании.
В-третьих, хотя ГКО и занимался преимущественно военно-экономическими вопросами, он также осуществлял военно-стратегическое руководство Вооруженными силами через Ставку Верховного Главнокомандования, в состав которой входили многие члены комитета.