Новая реальность российских вузов
В конце октября в Москве прошла Вторая всероссийская ИОТ-конференция, посвященная развитию индивидуальных образовательных траекторий для студентов. Специалисты в области науки, образования и технологий обсудили роль индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) и эффективные способы их внедрения. С 2021 года конференция объединяет высшие учебные заведения России, которые уже перестраивают свои образовательные планы по модели индивидуализации либо заинтересованы в этом векторе развития. Таких вузов в стране уже более 100 и их количество растет.
По мнению политконсультанта, эксперта по коммуникациям, психолога, эксперта Центра ПРИСП Алены Август, такой подход дает возможность студентам сохранить мотивацию к обучению и найти свой путь.
Нынешним студентам можно только позавидовать. Им становится доступно то, что мы раньше видели только в американских фильмах, когда студент с химфака мог взять курс истории искусств, которая почему-то его заинтересовала. Иными словами, мог выбирать свою траекторию обучения.
Сегодня эта практика внедряется в российских вузах. В частности, идет работа над тем, чтобы расширять программы цифровизации индивидуальных образовательных траекторий. На самом деле сложно представить, как без цифровых технологий можно дать возможность студентам свободно распределяться в динамические группы, которые совершенно не зависят от академических групп. Когда студент может и выбирать, и менять направление не один раз.
Это дает решение проблемы, когда ты, поступив в вуз и отучившись какое-то время, осознаешь, что не совсем так представлял себе будущую специальность. Что делали раньше студенты в этот момент? Теряли мотивацию и либо были отчислены по академической неуспеваемости, потому что становилось неинтересно, либо уходили сами.
Теперь есть возможность изменить образовательную траекторию, пойти по другому пути, не потерять мотивацию, работать в проектной команде как со студентами своего вуза, так и со студентами вузов твоего региона или любого другого.
Для меня (человека, который учился в прошлом веке) это просто фантастика, которая внедряется в жизнь. Сейчас востребованность учебного курса, как и востребованность преподавателя, читающего данный курс, определяется выбором студентов. А значит преподавателю нельзя быть скучным, неактуальным. И это очень здорово влияет на качество образования.