Джорджия - ключевой штат в борьбе за Сенат США
Политтехнолог, руководитель «Дубравский Консалтинг» Павел Дубравский - о шансах республиканцев и демократов на победу в штате Джорджия, где в декабре состоится второй тур выборов конгрессменов.
Вместо предсказанной red wave, «красной волны», которая должна была смыть демократов из Конгресса США, мы получили red wedding в духе «Игры престолов». За каждый штат идёт ожесточённая битва, причём как на уровне подсчёта голосов, так и контроля этой процедуры. Ключевым полем битвы стала Джорджия, где 6 декабря состоится второй тур между Уорноком (демократы) и Уолкером (республиканцы).
В первом туре демократ набрал 49,4%, а республиканец 48,5% голосов. Разница между ними составила 35 253 избирателя. От результатов выборов в этом штате зависит, какого цвета будет Конгресс. Палата представителей, вероятно, уходит к республиканцам, а вот Сенат находится в подвешенном состоянии.
На свою кампанию Уорнок потратил $135.8 миллионов долларов, его оппонент только $32.4 миллиона. С одной стороны, фандрайзинг оказался сильнее у демократа, но республиканец показал близкие к нему результаты, затратив при этом в несколько раз меньше денег.
Шансы Уолкера на победу в первом туре были подпорчены чередой скандалов. Начиная почти каждую публичную речь с упоминания Бога и Библии, его поведение в прошлом немного расходилось с заявленными ценностями. В условиях, когда бывшему спортсмену Уолкеру противостоит работавший в церкви Мартина Лютера Кинга пастор, тяжёло отбиться от вечных обвинений в лицемерии.
Суть скандалов проста: обвинения в домашнем насилии, аборты от нескольких девушек. Уолкер выступает за ограничение абортов и поэтому обвинение в их использовании бьёт по его репутации. Истории рассказаны анонимно, обе девушки отказались заявлять о них публично, но подробно описали, как политик настаивал на проведения процедуры. Есть и «вещественные аргументы» в виде чека на $700 долларов, который Уолкер выписал одной из девушек. Политик факт чека подтвердил, но историю с абортами отрицает. Он уверяет, что не знал, куда пойдут деньги, а весь скандал считает искусственно созданным, чтобы подпортить его репутацию.
Есть ли шансы у Уолкера?
Рассмотрим несколько факторов, которые на это влияют: явка, мобилизация избирателей, скандалы и либертарианцы.
Явка. Второй тур в Джорджии проводился трижды — в 1992, 2008 и 2021 годах. Каждый раз явка между первым и вторым туром сильно падала. В 1992 — на 44%, в 2008 на 43%, в 2021 на 10%. На этом примере мы видим два тренда: разница в явке между двумя турами сокращается, но всё равно результаты второго тура остаются ниже первого. 2/3 вторых тура выигрывали республиканцы в 2001 и 2002 года, а в 2021 победил нынешний кандидат-демократ Уорнок.
Мобилизация избирателей. Согласно анализу FiveThirtyEight, сторонники Трампа менее активно голосовали во втором туре этого округа в 2021 году на выборах в Сенат. Ключевым фактором стали чернокожие избиратели, которые пришли на участки. Но особенность этих выборов в том, что оба кандидата — афроамериканцы, в отличие от предыдущих кампаний, где кандидаты отличались своей расовой принадлежностью. Джо Байден стал первым кандидатом-демократом, который победил в Джорджии со времён Билла Клинтона в 1992, во многом благодаря темнокожему электорату.
Скандалы. Особенность чёрных кампаний в том, что, если их постоянно не подпитывать или вести примерно на одном уровне, они становятся обыденностью и кандидат получает от них иммунитет. Если обвинения Уолкера в использовании абортов будут обрастать новыми подробностями, это слабо скажется на кандидате. Почему? Потому что люди уже слышали и в зависимости от своих убеждений, поверили или нет в эти обвинения. Их мнение сформировалось, они пришли на избирательные участки и выразили его. Это называется «эффект Трампа», когда политика постоянно обвиняют в прошлых скандалах, а это приносит только узнаваемость и постоянное упоминание в СМИ.
Либертарианский фактор. Примерно 2% голосов ушло третьему кандидату от Либертарианской партии США, который не примет участия во втором туре. Учитывая, что либертарианцы больше склоняются в своих симпатиях к Республиканской партии, их голоса могут перейти за республиканского кандидата, если они дойдут до участков.