От перемены мест столица Дальнего Востока не меняется
Политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Даниил Ермилов рассуждает о том, что если даже официально перенести столицу во Владивосток, настоящий столичный статус в Дальневосточном Федеральном округе все равно останется за Хабаровском, и что перспективы укрупнения дальневосточных регионов - слишком туманны.
Сейчас многие обсуждают возможные перспективы переноса «столицы ДФО» из Хабаровска во Владивосток. Каково Ваше мнение по этому поводу? Насколько это реальные намерения властей, или это - просто предвыборная декларация?
На данный момент на этот вопрос нет четкого ответа. Если такой перенос столицы произойдет, то из Хабаровска во Владивосток переедет Минвостокразвития и Полпредство ДФО, часть других федеральных структур, но не все. Потому что здесь, в Хабаровске – хорошо сложившаяся инфраструктура, грамотно выстроенная транспортная логистика, включая железную дорогу. У Хабаровска даже в плане развития и расширения территории города больше возможностей, ему есть куда расти, в отличие от Владивостока, где с одной стороны – горы, а с другой – море.
Если перенос Полпредства все-таки произойдет, что это будет означать для Хабаровска, какие минусы?
На самом деле, наличие здесь Полпредства подразумевает частые визиты федеральных гостей, и такие визиты вызывают у местных чиновников нервозность. Вообще, на мой взгляд, никто не считает здесь, что присутствие Полпредства чем-то обосновано. Само существование Полпредства вызывает массу вопросов, и половина из них эмоционально окрашены в отрицательную сторону.
О переносе столицы Дальнего Востока во Владивосток мечтает лишь небольшая часть жителей последнего, которые говорят: «Мы хотим жить в столице». Однако они пока не понимают, что статус столицы денег в бюджет города сам по себе не принесет, а ответственности добавит. Готовы они эту ответственность нести? Вопрос открытый. При этом, можно не сомневаться, что как был Хабаровск столицей, в том числе, культурной , Дальнего Востока, так он ей и останется.
Что касается политической подоплеки идеи переноса столицы – да, вероятно, она здесь присутствует. Предыдущая команда политтехнологов, не принесшая своему кандидату победу на прошлых выборах, сейчас продолжает здесь работать и выстраивает довольно специфическую избирательную кампанию. Это похоже на методы, когда европейцы пришли к индейцам и дали им стеклянные бусы. Общий информационный фон, который идет сейчас про врио губернатора Олега Кожемяко, говорит о том, что идет продажа «стеклянных бус».
Также в последнее время широко обсуждается инициатива об укрупнении дальневосточных регионов? Можете ее прокомментировать?
Я в свое время изучал законодательство, у меня магистерская степень в юриспруденции по избирательному праву. И я понимаю, что есть два пути объединения субъектов РФ. Первый путь – это референдум в обоих субъектах, после которого следуют перевыборы. Поверьте мне, при существующих настроениях, если сейчас объединить Приморский край с Хабаровским, а потом провести выборы губернатора, победит обязательно кандидат от КПРФ или ЛДПР. Не надо ждать от дальневосточников, у которых государство последнюю копейку отбирает, обкладывая их налогами, положительного отношения к представителям федеральной власти.
Второй путь объединения субъектов – внесение изменений в Конституцию РФ. Скоро у нас юбилей Конституции. Она писалась в свое время под одного конкретного человека, и во многом не отвечает нынешним требованиям и реалиям. И вполне возможно, Конституция будет меняться. При этом можно будет пропихнуть историю с изменениями субъектов, их размеров и границ.
Поэтому, если вести речь об укрупнении субъектов, думаю, что это реально будет сделать именно через внесение изменений в Конституцию РФ. Так как провести такое количество успешных локальных референдумов, региональных по сути, государство сейчас не в состоянии. Слишком велики протестные настроения. А вот на уровне конституционного устройства государства это возможно – в рамках реформ, например, по улучшению экономики или политической жизни, и т.д. и т.п.
В любом случае, если мы рассматриваем вопрос создания макрорегиона, надо четко понимать две вещи – как будет нарезаться объединенный бюджет и как будет выплачиваться долги каждого субъекта. Потому что, например, у Хабаровского края долг - 46 млрд рублей, у Еврейской АО, Амурской области и Приморья – тоже есть долги, но относительно небольшие, а вот у Сахалина его нет. А в случае объединения долги поделят на всех. То есть Хабаровск накапливал долги, а теперь все это должны будут разгребать. Поэтому, я думаю, что до объединения все-таки дело не дойдет.