Игровые стереотипы
Первый зампредседателя комиссии по развитию информационного сообщества ОП РФ, эксперт Центра ПРИСП Александр Малькевич – о том, что связь компьютерных развлечений и Пентагона прочнее, чем может показаться.
Благодаря своей популярности компьютерные игры активно применяются не только для развлечения, но и в качестве насаждения выгодных определенной стороне стереотипов.
Особенно тесную связь с применением игр в данном контексте имеют США, на территории которых располагаются 5 из 10 крупнейших игровых компаний мира.
Связь компьютерных развлечений и Пентагона прочнее, чем может показаться – именно Минобороны США профинансировало создание одной из первых компьютерных игр в мире под названием Spacewar, а шутер Doom II однажды использовался для тренировки морпехов.
Американские военные часто подключаются к проектам в качестве военных консультантов, особенно когда в игре представлена Россия. Результат такого партнерства – выставление русских как кровожадных злодеев, при этом используя весь набор абсурдных стереотипов о нашей стране.
Наиболее яркий пример – серия Call Of Duty, игры которой продаются десятимиллионными тиражами по всему миру. В Modern Warfare русский генерал вторгается в вымышленную страну Урзыкстан, в Modern Warfare 2 русские террористы расстреливают мирных жителей в аэропорту, а Modern Warfare 3 начинается с атаки русских на Нью-Йорк.
Доходит и до изображения реальных событий, но под выгодным Штатам углом. В частности, в Modern Warfare изображен эпизод войны в Персидском заливе под названием «Шоссе смерти» – в игре колонну из беженцев и военных разбомбила российская авиация, хотя в реальности это преступление совершили США и союзные силы.
Подчеркну следующее.
Компьютерные игры могут сыграть решающую роль в формировании стереотипов и ложных представлений. Дело не только в популярности, но и в эффекте погружения и влиянии игрока на принятие решений. Учитывая, что большинство крупнейших игровых студий находится в США, то насаждение стереотипов о России через игры можно считать полноценным и самостоятельным элементом информационной войны.
Если реальная история не вполне удобна, ее можно стереть, переписать или приписать другому. И популярные игры – одно из средств для этого.
Игры с «плохими русскими» расходятся миллионными тиражами и неоднократно входили в рейтинги самых популярных. Учитывая распространенность стереотипного мышления, которое по ту сторону материка прекрасно понимают, много людей будут представлять россиян такими, какими они их видят в играх – трусливыми, подлыми, жестокими и кровожадными. Это уже не безобидное «матрешка, водка, балалайка» – это реальный повод перестать смеяться над «клюквой» и задуматься над тем, как ей противодействовать.
Создание игр и развитие отечественного геймдева (разработки игр) – вопрос, крайне важный. Ни у кого не вызывает вопросов финансирование кино, а игры ничуть не уступают этой индустрии по популярности. Именно поэтому разработка своих игр с важными для нас ценностями необходима. И благодаря поддержке отечественных проектов, мы постепенно двигаемся как к импортозамещению игр, так и к потенциальному выходу на международный рынок.