Большой спорт через призму большой политики
Ведущий научный сотрудник Финансового университета при Правительстве РФ Виктор Титов – о политических аспектах мирового спорта на фоне завершения чемпионата мира по футболу в Катаре.
Ну что, дорогие друзья! Вот и завершился чемпионат мира по футболу. Очередной, двадцать второй по счету. Уникальный… Эпохальный… Завершился феерично и закономерно: непредсказуемый финал с ожидаемой и по-человечески даже «справедливой» развязкой. Но это – спортивные итоги. А кроме этого, есть еще и политика.
Сразу скажу, что разговоры о том, что спорт вне политики - это пустая и фальшивая демагогия в пользу бедных. Равно как не вполне корректны и обвинения ряда российских экспертов, что страны Запада в последнее время «политизировали» спорт, превратили его в инструмент геополитической борьбы против России.
Во-первых, политизировали спорт не ради России, политизировали его давно, лет эдак сто назад. Погрузили спорт в политику – в собственных имиджевых целях, а не исключительно «против нас». Вот, например, когда Муссолини «политизировал» чемпионат мира по футболу 1934 года, а Гитлер – берлинскую олимпиаду 1936 года, они же явно руководствовались желанием не как-то насолить именно нам (СССР там вообще никаким боком не фигурировал), а идеями собственного политического пиара и стремлением доказать свое символическое превосходство над всякими там «демократиями».
Во-вторых, мы все прекрасно помним, что когда всем нам это было и выгодно, и приятно, мы нескромно считали, что спорт – это вполне себе «политика», причем, самого высокого уровня. Ну, вот, например, июль 2007 года, Россия получает право на проведение зимней олимпиады в Сочи: разве это не была «политика»? Разве само это решение не символизировало то самое «вставание с колен»? Ибо странам, «стоящим на коленях» и лежащим на обочине мировой экономики и политики, никто и никогда не доверяет проводить спортивные события глобального масштаба.
Безусловно, сам факт, что стране доверили организовать такое спортивное «мегасобытие» - это не просто символ признания полноправным членом мирового сообщества (понятно ведь, что изгоям не доверяют!), но и некоторый международный «знак качества» - и государственно-управленческого и, что немаловажно, экономического, технологического. Ведь от момента, когда выносится решение о том, где будет очередная олимпиада или футбольный мундиаль, до проведения соревнования проходит не менее семи-восьми лет. А иногда и более… Так, например, Катар получил право проведения этого чемпионата в декабре 2010-го, вместе с Россией. Сегодня мы уже знаем, где пройдут летние олимпийские игры 2032 года.
То есть, все заранее, сильно заранее. Следовательно, предполагается, что страна, в которой все это будет, за эти годы не развалится, не погрузится в политический хаос и экономический коллапс. Иными словами, право проводить олимпиаду или чемпионат мира по футболу для страны – не просто реверанс, признание статуса и констатация некого уважения со стороны «международного сообщества», но и очевидный сигнал высокого и долгосрочного доверия. Именно так мы это интерпретировали в 2007-м и в 2010-м, когда увидели, что «глобальные элиты» в лице чиновников МОК и ФИФА нам доверяют.
Нам, а не им. Не «демократическим» Австрии, Бельгии, Испании или Австралии. Не Англии с ее сильнейшей в мире премьер-лигой… А именно нам - России. Более того, в мировом спорте «нулевых» и «десятых» годов наметилась весьма и весьма показательная тенденция: международные спортивные чиновники предпочитали не идти на поводу у «демократий», а отдавать право проведения крупных спортивных форумов странам, весьма далеким от идеалов либерализма. Но – с устойчивой экономикой и стабильной политической системой. Отсюда и зимние олимпийские игры в Сочи, Пхенчхане, Пекине (в 2014, 2018 и 2022 годах соответственно), чемпионаты мира по футболу в России и Катаре…
Естественно, «коллективный Запад» тоже, как и мы с вами, рассматривал спорт сквозь призму геополитики, «мягкой силы» и глобальной конкуренции. Поэтому никто нашей стране таких спортивно-бюрократических успехов на мировой арене не простил. Поэтому после Сочи-2014 был «допинг». А затем и вся эта коррупционная возня вокруг чемпионата мира – 2018. «Легким движением руки» ВАДА и МОК вместо сборной России на Олимпиаде-2018 выступали уже «олимпийские атлеты из России».
Ну а потом все стало совсем грустно: мы на обочине мирового спорта. А в последние месяцы – изолированы от него. За последние несколько лет на место старым «пророссийским» спортивным бюрократам пришли новые. А эти самые, некогда вроде как «пророссийские» МОК и ФИФА, как бы извиняясь за коррупционные грехи минувших дней, готовы все без исключения международные спортивные «мегасобытия» делегировать «коллективному Западу», причем – что называется, «пакетом» и на десятилетия вперед.
Посудите сами: Евро-2024 организует Германия, летние олимпийские игры 2024 года принимает Париж, зимние 2026 года – Милан, хозяином чемпионата мира по футболу 2026 года стали де-факто США (хотя ради приличия несколько второстепенных матчей пройдут также в Канаде и Мексике). Летние олимпийские игры 2028 запланированы в Лос-Анжелесе, а следующая за ними летняя олимпиада 2032 года «едет» в Брисбен. Фаворит в борьбе за право провести чемпионат мира по футболу 2030 года – совместная заявка Испании, Португалии и … примкнувшей к ним в последний момент Украины. Нет, конечно, никто всерьез на Украину как на организатора не рассчитывает, никаких матчей там, судя по всему, проводить не планируется. Ее включение в заявку рассматривается только лишь как политико-символический жест с акцентом на «солидарность» всех и вся против России. Ну, а если что-то у этой заявки пойдет не так, то главный «борец с коррупцией» в мировом футболе, действующий президент ФИФА Джанни Инфантино сам в одночасье превратится в «коррупционера». В конце концов, это же он, а не кто-то другой, сначала вещал про «лучший чемпионат мира в истории» в России, а потом – про такой же «лучший чемпионат» в Катаре.
Кстати, о коррупции: она в большом спорте была всегда. И коррупционный скандал, разразившийся в 2015 году в ФИФА – это, безусловно, месть американцев и англичан мировым футбольным боссам (персонально – Блаттеру и Платини) за публичное унижение. Подумать только, ведь они умудрились за один декабрьский вечер 2010 года дважды унизить «коллективных англосаксов». Сначала показательно «прокатив» Англию с ее заявкой на чемпионат-2018 (последнее место среди претендентов), а потом отдав предпочтение Катару не только перед Австралией, но и (о, ужас!) перед США. И если английский провал еще можно было как-то перетерпеть и логически обосновать (ну устали все в мире от британского снобизма! И если бы, допустим, среди претендентов не было бы России, Англии чемпионат все равно бы не отдали), то Катар вместо «фаворита» США – это был уже явный перебор. Об этом же, кстати, предельно честно рассказал бывший президент ФИФА, а ныне пенсионер глобального значения и фигурант многочисленных уголовных дел Йозеф Блаттер. Он признал, что спортивно-политический тандем коррупционеров Платини и Саркози, усиленно «двигая» Катар, руководствовался исключительно своими меркантильными и лоббистскими интересами и нарушили негласный договор, согласно которому две сверхдержавы – Россия и США – проводят футбольные первенства 2018 и 2022 годов соответственно.
В общем, России в какой-то степени не повезло еще и в том, что мы тогда оказались рядом с этим самым Катаром, в одном «конверте», так сказать. И конечно же, мстительные западные «демократии» припомнили всем этим спортивным чиновникам-коррупционерам их многолетнее и последовательное «русофильство». Злорадствуя, вспоминали и «обсасывали» все мелкие и крупные дела минувших дней, точнее, десятилетий: и то, что покойный Самаранч стал президентом Международного олимпийского комитета при поддержке СССР, и то, что еще в начале 1980-х Авеланж, тоже уже покойный, лоббировал чемпионат мира 1990 года в Советском Союзе, и только отказ СССР от участия в олимпиаде-84 в Лос-Анжелесе этому помешал. Вспомнили даже то, что Блаттер, будучи в молодости судьей-хронометристом на олимпийском баскетбольном финале в Мюнхене, вроде бы как «отмотал» время назад: дал нам те самые пресловутые «три секунды», которые принесли советским баскетболистам золото олимпиады-72.
В общем, все они – живые и мертвые – оказались «агентами Кремля». Причем, злостными и со стажем. И даже непонятно, какого именно «Кремля»: то ли путинского (с его «олигархами»), то ли еще брежневского (с его «черной валютной кассой»), то ли абстрактного и метафорического, стремящегося чуть ли ни со времен Ивана Грозного через подкуп и шантаж сеять хаос в стане «цивилизованного мира»?
Но это уже и не важно. Просто мы в очередной, неизвестно, какой по счету раз убедились, что большой спорт – и есть большая политика со всеми сопутствующими ей элементами: коррупцией, компроматом, репутационным капиталом, нездоровым информационным ажиотажем и борьбой за глобальные символические статусы. И в этом плане чемпионат мира по футболу в Катаре, завершившийся несколько часов назад, - лишь очередное подтверждение этого общеизвестного факта.