Первый зампредседателя комиссии по развитию информационного сообщества ОП РФ, гендиректор телеканала «Санкт-Петербург», эксперт Центра ПРИСП
30.12.2022

Об информационных провокациях на примере СКФО

 

Первый зампредседателя комиссии по развитию информационного сообщества ОП РФ, гендиректор телеканала «Санкт-Петербург», эксперт Центра ПРИСП Александр Малькевич - о работе аналитических центров СКФУ по выявлению информационных провокаций.

В уходящем году мною было поддержано создание в СКФУ двух профильных центров, занимающихся анализом информационной повестки макрорегиона. Работы хватало, потому что сквозной линией через весь 2022 год шли информационные вбросы и спланированные информационные атаки на нас в СМИ и пабликах России.

Цель информационных провокаций очевидна – дестабилизация обстановки, усиление психоза, подрыв патриотических устоев в российском обществе. Зарубежные «режиссеры» подобных провокаций ищут сколько-нибудь известных лидеров общественного мнения, чтобы разгонять фейки по социальным сетям. Для нас это становится, своего рода, маркером, кто находится на содержании недоброжелателей. Подобные всплески используются в целом по России и Северный Кавказ – не исключение. Подчеркну, что важно анализировать эти процессы и не попадать в ловушки.

Аналитики Центра мониторинга общественного мнения СКФУ в 2022 году наблюдали за информационной повесткой Северного Кавказа с целью выявления признаков антироссийского влияния. Предметами наблюдения являлись инструменты реализации информационных атак и их темы.

Протесты в Дагестане

Наиболее опасной ситуацией для стабильности общества в 2022 году в СКФО стали, подогреваемые зарубежными «режиссерами», уличные выступления в Республике Дагестан в сентябре 2022 года. Только за 26 сентября было зафиксировано 221 анонимное сообщение с анонсом протестной акции в Махачкале. Наиболее интересная технология, использованная организаторами протестов: распространение ложной информации в чатах региональных и муниципальных муниципалитетов.

Чеченская оппозиция

Освещение участия добровольцев из Чеченской Республики стало одним из информационных трендов патриотической повестки. В связи с этим, против главы Республики Рамзана Кадырова и правительства региона была развернута масштабная информационная кампания.
Создано более 50 оппозиционных чеченских пабликов на разные темы, объединенные целью дискредитации региональной политики.

Для создания тревожной обстановки среди населения использовались различные инструменты влияния: дезинформация о дефиците продовольствия и медикаментов в магазинах, атака на паблики, в том числе ВКонтакте публиковалась недостоверная, паническая информация о массовой гибели военнослужащих, тысячи звонков и писем о минировании в учреждения образования и места скопления людей.

Фейки на разные темы, вплоть эпидемий и масштабных стихийных и технологических катастроф

В 2022 году только в СКФО было зафиксировано 85835 публикаций, содержащих недостоверную информацию. Они набрали в сети интернет почти 1 млрд просмотров. Некоторые фейки получили международное распространение.

Кроме этих, самых крупных тем, ведется ещё антироссийская работа по разобщению и радикализации народов Северного Кавказа, созданию сепаратистских настроений у тюркоговорящих жителей СКФО.

Какие меры предпринять? Необходимо усилить модерацию со стороны техподдержки владельцев каналов и социальных медиа, постоянно отслеживать провокационные комментарии и законодательные ограничения. Среди инструментов, выявленных аналитиками ЦМОМ, более 300 анонимных источников и иноагентов, ведущих пропаганду в СМИ и социальных медиа Северного Кавказа.

Есть и положительная тенденция: жители регионов СКФО оказались устойчивы к инструментам «Soft Power» (мягкая сила). Фейковая информация и боты в подавляющем большинстве комментариев/региональных чатов практически сразу выявляются модераторами и удаляются/банятся. Призывы к жестокости и беспорядкам не встречают понимания в традиционных кавказских обществах.socset

 
Партнеры
politgen-min-6 Об информационных провокациях на примере СКФО
banner-cik-min Об информационных провокациях на примере СКФО
banner-rfsv-min Об информационных провокациях на примере СКФО
expert-min-2 Об информационных провокациях на примере СКФО
partners 6
eac_NW-min Об информационных провокациях на примере СКФО
insomar-min-3 Об информационных провокациях на примере СКФО
indexlc-logo-min Об информационных провокациях на примере СКФО
rapc-banner Об информационных провокациях на примере СКФО