Хрупкая обстановка в зоне СВО
Журналист, эксперт Центра ПРИСП Петр Скоробогатый – о том, что мы нового узнали об украинском ТВД за последние недели.
1. Масштабного наступления ВС РФ, как мы и предсказывали, действительно не случилось. В общем-то, к этому ничего не располагало, кроме нашего желания быстрее закончить кампанию. Но, вероятно, самые оптимистичные сценарии следует отложить на осень 2023 года.
2. К началу зимы российской армии удалось стабилизировать все направления и выстроить устойчивую оборону сокращённой линии фронта. На ряде участков ВС РФ перехватили инициативу и перешли к ограниченным наступательным действиям. В то же время, контратакующая осенняя группировка ВСУ частично «сточилась», частично была выведена для доукомплектования и модернизации.
3. Активность ЧВК «Вагнер» в районе Артемовска позволила выиграть время для формирования оборонительных рубежей. Она стягивает все доступные резервы ВСУ, включая свежую мобилизацию и отдельные части иных украинских ведомств, «отстоявшихся» за последние месяцы.
4. Российские эксперты, наконец, увидели корпуса ВСУ, которые формируются в тылу с учетом иностранной техники. Оценки в 75000 человек трёх новых украинских корпусов ВСУ скорее близки к истине, с учетом того, что половину обозначенного контингента занимает технический персонал, мехводы, артиллеристы и пр., проходящие обучения за рубежом. Их место на переднем краю пока что замещают старые части и мобилизованные. Как и летом, они выигрывают время для наступательных планов ВСУ. Сдержанная наступательная активность ВС РФ продиктована именно этим фактором, основную тяжесть боёв несут части ЧВК. Если прикинуть в целом, это весьма локальная часть ТВД.
5. Издержки такой тактики ВСУ в следующем. Вероятно, запасы советской техники для украинского ТВД исчерпаны, в связи с чем идут активные дискуссии о передаче брони западного образца. Этого следовало ожидать, хотя данные поставки сопряжены с рядом имиджевых, логистических и технологических проблем, а также вопросами с доставкой снарядов и комплектующих. Запасов техники прошлого поколения для ВСУ у Запада хватит ещё не на один корпус, дальше возникнут проблемы - новые поколения требовательны к квалификации. А именно квалифицированных военных Украина сегодня сжигает под Артемовском.
6. Именно потому тактика ВС РФ на данном ТВД представляется оптимальной - не территориальные приобретения, а ликвидация человеческого ресурса для украинской армии. Возможно, весенняя группировка, подготовленная Западом, будет последней армией Украины такого качества. Остальные украинские воители будут не в должной мере готовыми адаптироваться к натовским стандартам. Наметится проблема в опыте и обеспечивающем персонале. Новобранцы будут ближе к партизанам, чем к солдатам, что нивелирует потенциал мобилизационного резерва Киева. Что на деле не упрощает, а скорее усложняет финальную задачу ВС РФ, если мы вдруг решим задуматься о её контексте.
7. Усиление белорусской группировки, скорее, служит ограничителем для планов Польши и НАТО занять западные части Украины с провокацией угрозы Минску. Это будет логично, если вдруг посыплется восточный фронт. Перспектива такого развития событий не нулевая.
8. В целом же обстановка на ТВД даже более хрупкая, чем представляется наблюдателям. Прорыв любой стороны может спровоцировать обвал флангов и коллапс обороны нескольких участков. У обеих сторон слишком мало войск для имеющегося масштаба войны. Возможно, поэтому Россия держит 150 тысяч мобилизованных в запасе, причем недалеко от ЛБС. А вот резервы Украины сосредоточены значительно дальше.