Отчитываться за успеваемость – нормальная практика
С этого года абитуриенты смогут подавать заявления в пять вузов, выбрав до пяти специальностей в каждом. Кроме того, будут пересмотрены квоты на целевое обучение. Изменить предлагают и требования к уровню знаний для целевиков — им придется отчитаться за свои оценки. С 1 марта 2023 года изменятся и сроки приема заявлений — они будут едиными для очников и заочников, поступающих по результатам ЕГЭ: не ранее 20 июля и не позднее 25 июля. Ранее вузы могли сами определять сроки поступления для заочников, из-за чего приемная кампания для них продолжалась до конца сентября.
Навести порядок в поступлении в вуз по целевым направлениям пора было уже давно, считает педагог, кандидат филологических наук, эксперт Центра ПРИСП Ольга Ежкова.
Не секрет, что во многих вузах целевики, показывая весьма скромные баллы на вступительных экзаменах, поступают в вуз. При этом и в процессе обучения не показывают хороших результатов, а зачастую понимают, что они просто ошиблись дверью, и вообще оставляют вуз. Отсев целевиков на разных направлениях, конечно, отличается. Но в некоторых вузах отсеивается чуть ли не половина.
Такую форму получения высшего образования, на мой взгляд, необходимо застраховать от появления случайных людей и от тех, кто просто хочет получить образование если не за счет бюджета, то за счет потенциального работодателя. Думаю, и ответственность работодателя тогда будет гораздо выше. Мы знаем, что периодически целевые направления распределялись известным фамусовским принципом. Сейчас на это обратили внимание. И это вполне нормальное требование - проявлять академическую ответственность перед тем, кто платит за твое обучение.
Если же говорить о других сторонах проблемы, таких как, например, стопроцентное заполнение целевиками мест в ординатуре, здесь возникает вопрос. Если талантливый студент учился не по целевому направлению, а поступал в вуз самостоятельно, он будет лишен возможности обучения в ординатуре? Мне кажется, в этом смысле система не совсем продумана.
Что касается нововведения в организации вступительной кампании, где предлагается ограничить сроки подачи заявлений пятью днями, с 20 по 25 июля. Если в текст не вкралась опечатка, то не хотела бы я работать в тех приемных комиссиях. Ажиотаж, огромный объем данных. Думаю, такая интенсивная работа по приему заявлений будет вызывать неизбежные технические ошибки и, соответственно, очень напряженные, иногда перерастающие в скандалы ситуации.
Мне кажется, со столь сжатыми сроками перемудрили. Конечно, время покажет. Посмотрим, возможно ли будет провести приемную кампанию, так скажем, без приключений. Но если говорить, что сроки поступления для заочников тоже сокращаются, это, на мой взгляд, рискованный шаг. Для того, чтобы определиться с заочным обучением, требуется гораздо больше условий, чем просто наличие аттестата в руках. Это и решение каких-то вопросов на работе, и чисто технических моментов, которых у взрослых людей, получающих образование заочно, уже накапливается немало.
В любом случае летом мы увидим, насколько данные решения были оправданы. Безусловно, образование - живая система, которая периодически нуждается в некоторой корректировке. Но все-таки хочется отметить, что мы так часто меняем и суть, и форму, что уже эти перемены напоминают работу с отбойным молотком. Когда сотрясается и вся система образования, и все, кто в ней находится с разных сторон процесса обучения - и студенты, и преподаватели, и административные работники, которые обеспечивают функционирование системы образования. А жизнь в состоянии истерики никому и никогда еще положительных результатов не приносила.
Самое главное, чего правда хочется, - пожить хотя бы года три-четыре без каких-либо радикальных изменений. Особенно в тех случаях, когда в них нет явной и срочной необходимости.