Политконсультант, партнер Консалтингового бюро Т&М, эксперт Центра ПРИСП
23.01.2023

Выборы – без поводов для спекуляций

 

Политконсультант, партнер Консалтингового бюро Т&М, эксперт Центра ПРИСП Антон Тимченко – о вопросах легитимности и дополнительного контроля за прозрачностью выборного процесса. 

По итогам заседания СПЧ президент поручил администрации, ЦИК России и омбудсменам рассмотреть вопрос о совершенствовании механизмов общественного контроля в избирательном процессе. 

Очевидно, стартует цепь мероприятий, цель которых, — обеспечить легитимность результатов федеральной кампании. 

При оценке итогов любых выборов у аудитории традиционно есть два полюса.  С одной стороны, – те, для кого даже видеозапись с трёх ракурсов члена далёкого УИК, заботливо запихивающего в ящик для голосования толстую пачку бюллетеней, это не нарушение, а «раскачивающая лодку» провокация иностранных разведок. 

На другом полюсе – те, кто даже если выборы будут проведены стерильно, чисто, с соблюдением мельчайших формальных процедур, скажут, что «всё нарисовали», «ДЭГ накрутили», «сейф-пакеты в полночь незаметно вскрыли», а протоколы «переписали». 

Восприятие же большей части людей находится между этими крайностями. 

Технологически легитимность как общественное признание стоит из трёх ингредиентов: уровень участия в выборах (явка), чистота формальных процедур и информационное освещение. В этом смысле «совершенствование механизмов общественного контроля» логично было бы реализовать по следующим направлениям. 

Полномочия наблюдателей и представителей СМИ  

С одной стороны, неплохо зарекомендовал себя институт независимых наблюдателей от общественных палат. С другой же, выхолащивание института члена комиссии с правом совещательного голоса сузило возможность общественного контроля за выборами, что законодателю следовало бы компенсировать. 

Также требуют «донастройки» нормы о деятельности во время выборов медиаресурсов. Тут важно соблюсти баланс: обеспечить открытое освещение кампании и исключить произвольное «отсечение» представителей СМИ – с одной стороны, при этом выстроив систему оперативного реагирования на фейки и дезинформацию – с другой.  

Высокая прозрачность дополнительных форм голосования  

Желание организаторов выборов вовлечь максимальное число избирателей неизбежно повлечёт активное использование дополнительных форм голосования – многодневное, надомное, «мобильный избиратель», удалённая «досрочка» и т.д. С применением таких нетипичных процедур связано множество историй о реальных или мифологизированных. Именно поэтому дополнительные формы голосования необходимо обеспечить особенным наблюдательским контролем, чтобы в дальнейшем не было поводов для спекуляций.   

Общественный контроль за цифровыми процедурами 

Другим ответственным участком для «общественного аудита» являются диджитал-процедуры. ЦИК России прилагает серьёзные усилия к цифровизации избирательного процесса. Однако вместе с повышением удобства кампании это влечёт значительное технологическое усложнение электоральных процедур, из-за чего для оценки их корректности, наличия или отсутствия нарушений, требуются специальные технические познания.  Как итог – у большей части избирателей восприятие диджитал-механизмов находится не в области понимания, а в сфере «верю/не верю», что создаёт отличную почву для спекуляций и мифотворчества. Противостоять этому можно только через разъяснение принципа деятельности цифровых инструментов и их «общественный аудит». В первую очередь речь, конечно, о ДЭГ. 

Повышение роли международного наблюдения  

Очевидно, что в текущих условиях оценка выборов многими иностранными структурами может быть заведомо пристрастной. Компенсировать такую тенденциозность может широкое привлечение к наблюдению за выборами международных наблюдателей. При этом важно соблюсти условия количества и качества: чтобы таких наблюдателей было приглашено не пять человек на всю страну, а довольно многочисленные миссии, и чтобы в миссии входили люди с уже сформированной репутацией опытных наблюдателей, а не харизматичные авантюристы с сомнительной биографией. 

Это только самые очевидные действия по повышению механизмов общественного контроля в избирательном процессе.

 

rossiya vybory

 
Партнеры
politgen-min-6 Выборы – без поводов для спекуляций
banner-cik-min Выборы – без поводов для спекуляций
banner-rfsv-min Выборы – без поводов для спекуляций
expert-min-2 Выборы – без поводов для спекуляций
partners 6
eac_NW-min Выборы – без поводов для спекуляций
insomar-min-3 Выборы – без поводов для спекуляций
indexlc-logo-min Выборы – без поводов для спекуляций
rapc-banner Выборы – без поводов для спекуляций