Энергокризис на Западе: АЭС не спасут
Журналист, эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников – о хронической стадии энергетического кризиса в Европе. Из трёх столпов европейской энергетики две разрушены. Третья неуклонно деградирует, превращаясь в мину замедленного действия.
Энергетический кризис в Европе входит в хроническую стадию. Энергетика всего ЕС держалась на трех столпах - атоме Франции, угле Германии (Великобритании и Польши) и российском газе. Уголь выдавливали с континента почти четверть века, русский газ перестал поступать по энергетическим меркам в одночасье, однако главная мина замедленного действия – французские АЭС.
Парк станций стареет, средний возраст превысил 35 лет и это сказывается на стабильности его работы. Станции, которым уже несколько десятилетий, начинают ломаться по естественным физическим причинам, а пик генерации на АЭС остался позади. В прошлом году генерация АЭС опустилась до минимумов с начала 90-х – около 300 млрд КВт часов. В 2023 году будет лучше, но тренд на выбытие мощностей задан. Дефицит электроэнергии в Европе будет нарастать.
Закрыть мощностями ВИЭ и СПГ зияющую дыру выбывающих АЭС и угольных ТЭС в ближайшие годы невозможно. Время упущено.
Стареющий парк АЭС - это не только проблема Европы. В тех же Штатах, стране с крупнейшей ядерной генерацией в мире, также идет процесс медленной, но верной деградации АЭС. Здесь расположен самый старый парк в мире, средний срок эксплуатации которого перевалил за 40 лет.
Номинально эти станции пора бы снести. Что и происходит: установленная мощность АЭС в США упала со 100,4 ГВт в 2017 году, до 95,7 ГВт в 2021 году. В ближайшие годы из эксплуатации будет выведено еще 3 ГВТ мощностей. В этом году ожидается ввод в эксплуатацию двух блоков Vogtle 3 и 4 (+2,2 ГВт), однако вероятно по американской традиции срок поедет вправо. В итоге, доля атома в общем энергобалансе будет медленно снижаться с цифры 19-20% в последние годы.
Компенсировать базовую генерацию в 100 ГВт «гуляющими» солнечными панелями и ветряками могут только фантасты и аналитики МЭА. Это значит, что спрос на газ и уголь в США будет расти.