Маски сброшены
Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о том, что одним из главных плюсов любого конфликта является то, что раскрывается сущность конфликтующих сторон, «сбрасываются маски».
Главным итогом СВО, и итогом исключительно положительным, независимо от того, рассчитывали наши власти на такой ее исход или нет, является, конечно, не пресловутые «демилитаризация и денацификация» Украины, а обретение Россией всей полноты государственного суверенитета в результате полного разрыва связей между западной и российской цивилизациями.
Дело в том, что новый «железный занавес» позволил Москве разорвать обременительные, токсичные отношения с Западом практически во всех областях сотрудничества. Так, Россия вышла из большинства международных организаций, находящихся под прямым или косвенным контролем Вашингтона, таких как Совет по правам человека ООН, Совет Европы (и, соответственно, из-под юрисдикции Европейского суда по правам человека), продолжает прекращать и приостанавливать действие различных международных правовых актов, согласно которым ранее добровольно отказалась от части своего суверенитета.
Резкие изменения произошли в экономической сфере. В первую очередь, очень важно то, что экономика России, вопреки многочисленным предсказаниям Запада, устояла, выдержала все санкционные удары и готова к дальнейшему развитию. Теперь Россия проводит политику девалютизации: значительно уменьшила активы и резервы в долларах и евро, а также перешла на расчеты с торговыми партнерами в национальных валютах. Сегодня примеру Москвы следуют все больше стран, которые не хотят, чтобы однажды их резервы на счетах западных банков оказались «заморожены», а позднее, вполне возможно, даже конфискованы. Еще один позитивный момент связан с импортозамещением: да, зачастую оно вынужденно, обходится дороже, сложнее логистика и т.д., но все эти трудности постепенно решаемы и не идут ни в какое сравнение с конечной целью – получением качественного российского аналога зарубежного товара. Если говорить о крупном частном бизнесе (условных олигархах), то в России остались только те предприниматели, которые действительно связывают свою жизнь и свое дело с нашей страной, и это является ключевым показателем их полезности. Остальные же разбежались по «европам», поближе к эгоистично-гедонистскому образу жизни «цивилизованного мира».
По инициативе Запада разорваны все культурные связи с Россией. Но последние примерно лет 40, еще с последних лет существования Советского Союза, в нашу страну проникала «мягкая сила» Запада, точными характеристиками которой являются легкомысленная поверхностность и все тот же гедонизм, пронизывающий музыку, кинематограф, стиль одежды, образ жизни и прочее. Однако из безобидного поначалу почитания абсолютной свободы индивида «мягкая сила» трансформировалась в самые уродливые формы, буквально заставляющие людей кланяться в ноги ЛГБТ, плюс кто-то там, БЛМ, «миту» и множеству прочих движений воинствующего неолиберализма. Забавный случай произошел недавно в США: спустя две недели после того, как русский хоккеист НХЛ, сославшись на религию, отказался выходить на лед в свитере цвета радуги в рамках очередной ЛГБТ-акции Лиги, проводившейся ранее «без сбоев» шесть лет, тот же поступок повторили несколько хоккеистов другой команды. Как говорится, «а что, так можно было?». Этот случай очень ярко описывает то, насколько боятся граждане «самой свободной страны мира» свободно выражать свое мнение из-за давления меньшинств и ложного понимания толерантности. Без сомнения, рано или поздно «мягкая сила» Запада заставила бы и нас отказаться от своей идентичности. В этом смысле следует сказать «спасибо» нашему врагу, который вовремя открыл свое истинное лицо.
Вообще одним из главных плюсов любого конфликта является то, что раскрывается сущность конфликтующих сторон, «сбрасываются маски». Сразу становится видно, кто друг, кто враг, а кто пытается усидеть на нескольких стульях. Сегодня Россия точно знает, на чью поддержку может рассчитывать в трудные времена, и это очень важно.