Школа быстрого роста
Политолог, публицист Александр Механик – о том, что может дать проект «Национальные чемпионы» его участникам, зачем национальным чемпионам скейларационная программа и какие проблемы компаний она решает.
Продолжается отбор национальных чемпионов — технологических компаний, быстрый рост которых обеспечивается за счет инноваций. Прием заявок на участие в отборе заканчивается 15 февраля. Напомним, что с условиями отбора можно познакомиться на сайте Ассоциации национальных чемпионов.
На днях состоялся вебинар, который провели РВК, негосударственный институт развития «Иннопрактика», Ассоциация национальных чемпионов и Институт менеджмента инноваций (ИМИ) ВШБ НИУ ВШЭ, на котором компаниям, уже подавшим заявки на участие в конкурсе, было рассказано о процедуре отбора, о самом проекте, о работе Ассоциации и о мерах поддержки таких компаний. Причем особый акцент делался на некоторые принципиальные отличия работы по поддержке таких компаний от работы со стартапами.
Президент обратил внимание
В начале вебинара генеральный директор Ассоциации национальных чемпионов Александр Лиханов напомнил, что впервые отбор самых успешных быстрорастущих высокотехнологичных компаний на звание национальных чемпионов был объявлен Минэкономразвития РФ в 2016 году в ходе реализации приоритетного проекта «Поддержка частных высокотехнологических компаний-лидеров».
Предполагалось оказывать таким компаниям организационное содействие в получении доступа к инструментам государственной поддержки, в том числе в рамках деятельности институтов развития, а также осуществлять информационно-консультационное сопровождение проектов компаний-лидеров как в развитии их деятельности внутри страны, так и в экспансии на мировом рынке. За прошедшие годы было отобрано почти сто компаний.
Как показали результаты предыдущих отборов, национальные чемпионы, безусловно, наиболее эффективные и жизнеспособные компании, которым часто более десяти, а то и двадцать лет.
В 2019 году Минэкономразвития проект завершило. И тогда компании, которые в нем участвовали, решили, что тема национальных чемпионов важная, нужная и требует продолжения. Несколько самых активных участников проекта летом 2019-го решили создать Ассоциацию национальных чемпионов в развитие проекта. Тогда же инициативу поддержала компания «Иннопрактика», в прошлом году к проекту подключилась РВК, которая также принимала активное участие в проекте Минэка.
Как отметил Лиханов, и до начала проекта на этапе стартапа у компаний была достаточно широкая линейка инструментов поддержки, которой они могли воспользоваться. Однако после того, как компания перерастала уровень стартапа, она лишалась этих возможностей. Вот почему основная задача и всего проекта, и Ассоциации национальных чемпионов в текущих условиях — создание широкой линейки инструментов поддержки, которая этим компаниям будет доступна. В решении этой задачи ассоциации помогает омбудсмен по защите интересов высокотехнологичных компаний, первый заместитель гендиректора компании «Иннопрактика» Наталья Попова. Ассоциация совместно с омбудсменом подготовила доклад для президента России, в котором обозначила барьеры, сдерживающие развитие высокотехнологичных компаний, в том числе национальных чемпионов. И после этого в правительстве началась серьезная работа над преодолением этих барьеров. По поручению вице-премьера Андрея Белоусова была создана профильная рабочая группа при правительстве.
На заседаниях Совета по стратегическому развитию и национальным проектам в июле и декабре прошлого года Владимир Путин подчеркнул значение этих компаний для национальной экономики и попросил Минфин и ЦБ уделить особое внимание проблемам их финансирования.
Главная цель – масштабирование бизнеса
Заметим, что программы работы со стартапами называются акселераторами, в то время как программы работы с быстрорастущими компаниями получили в мире название «скейлараторы» (от английского scale-up — масштабирование), а скейлапы (scaleup) — это компании, которые, согласно определению, которое дают в Startup Europe Partnership, уже занимают определенную нишу и показывают значительный рост своего рынка. И состоявшийся вебинар — это и подготовка к новому этапу отбора национальных чемпионов, и первый этап скейларатора, который ассоциация проводит совместно с РВК, «Иннопрактикой» и ИМИ ВШБ НИУ ВШЭ для национальных чемпионов.
Как пояснил в своем выступлении на вебинаре заместитель директора Института менеджмента инноваций Станислав Розмирович, «скейларатор — это практикоориентированная тренинг-программа для руководителей развивающегося высокими темпами технологического бизнеса (scale-up companies). За рубежом в последние годы число скейлараторов растет в самых разных странах. Среди них можно назвать такие программы как Scale-up SG (Сингапур), Lazaridis ScaleUp Program (Канада), SETsquared scale-up programme (Великобритания), ScaleUpNation Flight Program (Нидерланды), Scale-Up Denmark — Next Step Challenge (Дания). Все эти и другие подобные программы ориентированы на интенсивную поддержку устойчиво растущих компаний с целью быстрого масштабирования их деятельности и превращения в лидеров мирового рынка. Вот как данная цель сформулирована у упомянутой выше британской программы: "Программа Scale-Up — для быстрорастущих компаний, готовых стать технологическими гигантами завтрашнего дня”».
Проблемы, которые решает скейларатор
Директор Института менеджмента инноваций Дан Медовников отметил, что, обобщая опыт многочисленных зарубежных и наших собственных программ, можно сказать, что существует четыре блока проблем, которые нужно в таких программах решать.
«Первая — это ограниченность существующего доступного рынка, когда компания уже исчерпала свою нишу на российском рынке и надо искать новую или уходить на экспорт. Вторая — особенно важная именно для быстрорастущих компаний чемпионского плана — это то, что ввиду быстрого роста система управления в компании не успевает за ростом бизнеса и ее приходится трансформировать. Третья, и это не раз подчеркивалось в отношении наших новоиспеченных нацчемпионов, когда они приходили в проект, — не у всех таких компаний есть амбиции достижения глобального лидерства, которого они достойны. В компании иногда даже не понимают, насколько она ценна и на что она способна, и нужен сторонний взгляд консультанта, чтобы сказать, что вы можете больше, вы можете пойти на более амбициозную стратегию. И четвертая проблема, конечно, дефицит собственных ресурсов для быстрого роста. Для решения всех этих проблем компании нуждаются в привлечении консалтеров, менторов, экспертов, представителей финансовых организаций, которых им предоставляет программа-скейларатор».
Выйти со стратегией
В основном скейлараторы во всем мире и у нас ориентированы на топ-менеджмент этих компаний. Цели программы, как отметил Медовников, состоят в том, чтобы, во-первых, развить такие компетенции топ-менеджмента компаний, которые необходимы для перехода бизнеса в следующую «весовую категорию»: от технологического МСП к крупному бизнесу, от ориентированного на внутренний рынок бизнеса к международной корпорации, от монопредприятия к сетевой или холдинговой структуре. Во-вторых, надо познакомить топ-менеджеров с существующими финансовыми инструментами господдержки и научить грамотно их использовать. В-третьих, оказать помощь в разработке амбициозной стратегии дальнейшего роста компании.
Основная задача скейларатора, по большому счету, состоит в том, чтобы компания вышла из него с новой стратегией дальнейшего роста, в разработке которой им окажут содействие консультанты и менторы. В этом им помогут мастер-классы, лекции, семинары, нетворкинг, деловые игры, кейсы, собранные в ИМИ и позволяющие изучать и анализировать как истории успеха таких компаний, так и их ошибки и провалы.
«Все эти инструменты, — отметил Дан Медовников, обращаясь к потенциальным участникам программы, — мы будем использовать для того, чтобы вы вместе с трекерами-консультантами в итоге вышли с новой стратегией, которую мы, наши эксперты увидят в виде дорожной карты. При этом очень важный элемент программы — это нетворкинг. Каждый модуль программы заканчивается так называемым Клубом национальных чемпионов, на котором по запросам от самих участников скейларатора обсуждается интересующая их тема. И зарубежный опыт говорит о том, что нетворкинг — важнейшая составляющая программы, поэтому так интересна Ассоциация, потому что в Ассоциации нетворкинг — это ключевой элемент.
А закончится программа защитой дорожных карт развития перед уважаемым экспертным советом, где будут представители власти, ФОИВов, институтов развития, науки, бизнеса, инвесторов».
Ранее опубликовано на: https://stimul.online/articles/sreda/shkola-bystrogo-rosta/