За посещение Крыма и Донбасса – в тюрьму?
Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, эксперт Центра ПРИСП, председатель Коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Московской области Олег Иванов комментирует подписание Президентом Украины Петром Порошенко закона о внесении изменений в Уголовный кодекс Украины в целях установления ответственности за «незаконное» пересечение государственной границы.
На мой взгляд, этот закон имеет исключительно политический смысл – Порошенко вновь заигрывает с националистическим электоратом, пытаясь набрать политические очки менее чем за пять месяцев до президентских выборов на Украине.
Так, законопроект изначально предусматривал уголовную ответственность за незаконное пересечение границы для всех граждан «страны-агрессора»: под его действие подпадали все граждане России, которые хотя бы раз побывали в Крыму или Донбассе, например, на отдыхе или в гостях у родственников и при этом заехали туда «незаконно», то есть не через украинские контрольно-пропускные пункты.
Однако в окончательной редакции закона речь идет об уголовной ответственности только для тех россиян, которым запрещен въезд на Украину, представителей силовых ведомств России, а также для тех, «кто пересекает границу с целью нанесения вреда» – под таковыми Киев понимает «прокремлевских пропагандистов». Очевидно, что по сравнению с первоначальной редакцией законопроект был значительно смягчен: нельзя говорить о том, что Украина будет бросать в тюрьмы всех россиян, которые заезжали в Крым или Донбасс с территории России.
Учитывая, что все эти категории граждан и так не поедут на Украину, закон совершенно «пустой», и работать он не будет. У него другая цель: украинские СМИ громко пиарили именно первоначальный текст законопроекта, и делалось это, очевидно, в связи с игрой Порошенко на националистическом поле, где он в преддверии выборов выставляет себя защитником и охранителем «украинских земель от посягательств страны-агрессора».
Подобных пиар-инициатив и заявлений со стороны украинских властей мы в последние годы видели очень много и уже привыкли к тому, что они имеют весьма отдаленное отношение к здравому смыслу. Здесь расчет достаточно простой: чем ярче и громче высказывание, независимо от того, насколько оно рационально, тем благосклоннее оно будет принято националистической частью аудитории. И этот принцип работает не только на Украине, но и в России, и в любой другой стране – например, когда мы говорим о так называемых «ура-патриотах».
Следует отметить, что у российского общества нет конфликта с украинским обществом в целом. Можно говорить о конфликте с украинскими ультранационалистами, которые, будучи активным меньшинством в стране, с помощью американских денег помогли совершить государственный переворот, и вытекающем отсюда конфликте между российскими и украинскими властями. Но в целом конфликта между нашими народами нет, как бы ни пытались его разогреть украинские СМИ, потому что фундаментальным основанием для серьезных противоречий является кардинально различные интересы сторон, так называемый конфликт интересов. Здесь мы этого не видим. На Украине есть лишь внешнеполитические интересы США, связанные с противодействием России, и есть внутриполитические интересы украинских элит, связанные с борьбой за власть и ресурсы.
Порошенко уже выполнил свою основную «задачу»: как мог, рассорил Россию и Украину, поставил страну в полную экономическую и политическую зависимость от американских и европейских кураторов. Состояние экономики на Украине таково, что рейтинг Порошенко, выигравшего четыре года назад выборы в первом туре, сейчас составляет менее 10 процентов. Очевидно, что он – «политический труп». В этом смысле Запад сейчас оказывается в довольно сложном положении. Там понимают, что Порошенко выборы, скорее всего, проиграет, и пока не могут определиться с кандидатурой, которую будут поддерживать. Полагаю, отчасти с этим связан недавний визит Ангелы Меркель: с одной стороны, она хотела поддержать Порошенко, с другой – присмотреться к другим возможным кандидатам. Так, по некоторым данным она также встречалась с Юлией Тимошенко, хотя сама Тимошенко эту информацию опровергла.
Полагаю, что Запад начинает понимать, что его принципиально жесткая проукраинская позиция в отношениях Киева и Москвы – тупиковый путь. Нужно быть более гибкими, дипломатичными, искать выход из сложившейся ситуации, который устроит все стороны. Убежден, что рано или поздно такой компромисс будет найден – конечно, чем раньше, тем лучше. Однако сейчас мяч на стороне западных «партнеров».