Качество соцопросов по выборам президента США
В 2016 году проведенные в США соцопросы предсказывали победу Клинтон на выборах, однако победил Трамп.
Политтехнолог, руководитель «Дубравский консалтинг» Павел Дубравский указывает на проблемы социологических опросов в США накануне будущих президентских выборов.
Избирательная кампания за пост президента США началась, а вместе с ней и эпоха социологических опросов. К ним нужно относиться осторожнее по ряду причин:
1. Методология. Есть два подхода в американской социологии — случайная выборка или опрос среди готовой базы. Первый метод более точный, избиратели опрашиваются случайно. Среди них могут попасться зарегистрированные избиратели Республиканской партии, которые вероятнее проголосуют на праймериз. А могут попасть избиратели без политических предпочтений. Такой метод даёт более адекватное представление о шансах кандидатов.
Второй способ предполагает работу с готовой базой, например, купленную у избирательной комиссии штата базы избирателей Республиканской партии. Это уже другой вид опроса, который проводится среди республиканцев и цифры там будут отличаться от случайной выборки.
Чтобы легче запомнить: случайная выборка — опрос всех встречных, подходящих под заданные критерии — возраст, пол и прочее. Опрос по базе, это как если бы вы пришли в офис партии КПРФ и спросили, «ну как к Зюганову относитесь, есть шансы у него переизбраться председателем партии?».
2. Вопрос. Важно, что спрашивают у респондентов. Например, отношение к Трампу в целом как политику или шансы Трампа победить в республиканских праймериз. Во втором случае, это один вопрос или рейтинговое голосование по Трампу, Хейли, Десантису и другим кандидатам.
Пока опросы показывают, что в противостоянии Трамп vs. Десантис, у первого не такие высокие шансы. Противоположная ситуация при множественном выборе, когда социологи спрашивают, кого из перечисленных кандидатов вы поддержите на праймериз и перечисляют список из трёх и более политиков. Тут Трамп побеждает.
3. Технические средства. Когда я изучал методологию опросов большинства соцслужб, то заметил одно важное сходство — они проводились по интернету по готовым базам. Выше я писал про такие базы. Кто работает в сфере b2b в РФ знает, что есть службы, которые собирают огромное количество анкет среди жителей на совершенно разные темы. Доступ к ним платный, зато это верифицированные респонденты, реальные люди.
В 2016 году большинство опросов проводились по домашним телефонам, после пандемии 2020 — по интернету. Слабость этого метода в том, что вы не можете проверить саму анкету. Например, вам нужны шансы Трампа на праймериз и вы заказываете 1400 анкет «республиканцев». Кто такой республиканец? Тот, кто сам так назвался или кто зарегистрировался в качестве избирателя партии? В зависимости от ответа на этот вопрос, у вас будут разные показатели по процентам поддержки того же Трампа.
Так кому верить? Необходимо применить следующие критерии к опросам, которые приближены к реальной картине мира:
— они сделаны не ранее, чем за полгода до выборов, когда настоящая кампания с агитацией избирателей началась;
— у них есть открытая методология, статистическая погрешность и показан процент отказа отвечать на вопросы;
— ключевые параметры: кто, что и как спрашивает у респондента;
— лучше искать специалистов-социологов по конкретным штатам, их опрос точнее общенациональных;
— (опционально) вы провели их сами.
В остальных случаях нужно относиться к ним с огромной долей скепсиса и доверять только собственным социологическим исследованиям.