Рабочая группа Госсовета по Арктике: место в системе власти
17 февраля в Мурманской области провели первое заседании рабочей группы Госсовета по обеспечению транспортно-логистического и социально-экономического развития Арктической зоны России.
Свое мнение относительно функционала нового органа и взаимоотношения с прочими «арктическими структурами» и бизнесом выразил политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Андрей Кравец.
- Какую роль займет рабочая группа Госсовета в системе государственного управления развитием арктической зоны?
- Создание любой рабочей группы или государственной комиссии имеет несколько целей. Как правило, это создание межведомственной площадки для решения определенных задач. Создание рабочей группы по вопросам Арктики в рамках Госсовета говорит о важности этой темы для высшего руководства страны. Сама по себе Арктика - это не только трудно извлекаемые природные ресурсы, но еще и огромная по протяженности государственная граница, почти четверть страны по площади с около 1,5 процентами населения. С учетом климатических, географических особенностей и отсутствием на большинстве территорий любой инфраструктуры возникает необходимость формирования специфического подхода к решению текущих задач. Для губернаторов это возможность выносить на уровень Госсовета проблемы территорий Арктической зоны в первую очередь в плане социокультурного аспекта развития, сохранения биоразнообразия в хрупкой экосистеме с учетом воздействия антропогенного фактора.
- Каким Вы видите формат взаимодействия рабочей группы с Госкомиссией по вопросам развития Арктики и Проектным офисом развития Арктики?
- Госсовет возглавляется Президентом России и, соответственно, решения Госсовета одобряются им. Госкомиссия по вопросам развития Арктики – это совещательный орган при Правительстве Российской Федерации и это их ключевое отличие – подчиненность. Решения Госсовета носят стратегический характер, а Правительство РФ уже определяет пути достижения. Для участников и руководства рабочей группы Госсовета из числа губернаторов регионов это в первую очередь возможность влиять на стратегические решения, ведь зачастую при подготовке плановых стратегических документов опираются на возможности Правительства Российской Федерации и конкретных министерств и ведомств. Психология в том числе федеральных чиновников заключается в том, что заложить в стратегические плановые документы они могут лишь однозначно выполнимые ими задачи, без учета комплексного подхода к развитию территорий. Зачастую учитываются возможности только федерального уровня, без возможностей и пожеланий регионального уровня власти и ФПГ. Это связано в том числе с бюрократическими особенностями формирования стратегических плановых документов на соответствующих уровнях.
В Арктике невозможно применять схемы и методы, приемлемые для управления территорий умеренного климатического пояса. В первую очередь из-за огромных расстояний, отсутствия круглогодичной стабильной транспортной инфраструктуры и связи, низких температур и полярных ночей.
- На Ваш взгляд, как появление рабочей группы может повлиять на вовлеченность в реализацию условных «арктических программ» финансово-промышленных групп?
- Сама по себе рабочая группа Госсовета – это в первую очередь площадка для обсуждения различных тем, но все равно в рамках полномочий Госсовета. Для ФПГ как мне кажется с точки зрения бизнеса гораздо интереснее взаимодействовать с Правительством Российской Федерации в рамках Госкомиссии по вопросам развития Арктики. Там решаются более понятные, предметные и интересные для них вопросы: месторождения, господдержка развития транспортно-логистической инфраструктуры, налогообложение, ценоформирование, нормативное регулирование.
С точки зрения рабочей группы Госсовета, ФПГ будут интересны решения, которые позволят выйти на другой уровень автономности в принятии решений в вопросах освоения природных ресурсов при развитии отечественных технологий. В рамках существующей нормативной регуляторики сложно вводить и испытывать новые технологии, так же с учетом внешнеполитических факторов российским кампаниям необходимо адаптироваться к политическому давлению в рамках внешнеэкономической деятельности и выносить на обсуждение вопросы сохранения технологической безопасности функционирования целых отраслей промышленности и сельского хозяйства, в том числе с учетом необходимости обеспечения их физической безопасности.
Кроме того, для бизнеса всегда важны характеристики инвестиционного климата и доступность дешевого и длинного кредитного ресурса, хотя бы в рамках развития арктических проектов. Эти вопросы и будут интересны для обсуждения в рамках рабочей группы Госсовета для ФПГ.