Важно отличать позолоту от золота
Депутаты Госдумы Дмитрий Певцов, Дмитрий Кузнецов и Николай Новичков обратились к министру культуры РФ Ольге Любимовой с предложением создать рабочую группу по формированию российского патриотического института культуры на базе Московского госинститута культуры. Депутаты отметили, что создание такого вуза может решить несколько задач, в том числе проблему подготовки специалистов для сферы культуры, располагающих «идеологическим багажом».
Политконсультант, эксперт по коммуникациям, психолог, эксперт Центра ПРИСП Алена Август - об инициативе создания патриотического института культуры.
Так вышло, что я хорошо знакома со всеми тремя авторами инициативы. Интересен сам по себе авторский коллектив. Николай Новичков, как минимум, экс-министр культуры Пермского края, участник и провозвестник культурной революции в регионе, Дмитрий Кузнецов – сподвижник Захара Прилепина и народный артист Дмитрий Певцов, который давно уже говорит о том, что необходимы аналоги худсоветов в деле спасения культуры, о необходимости пересмотра репертуара наших культурных государственных организаций.
В какой-то степени, наверно, это верно, потому что то время, в которое мы сейчас живем, позволяет отличить позолоту от золота. Мы видим, как много государственных денег, к примеру, было затрачено на поддержку весьма сомнительных культурных продуктов.
Конечно, важно определять содержание культурных продуктов и культурных инициатив. Но, с другой стороны, стоит все-таки оценить необходимость создания именно института. С моей точки зрения, человека, занимающегося, в том числе, культурными проектами, стоило бы говорить о создании лаборатории, которая занималась бы разработкой смысловых линий.
Все-таки институт традиционно чуть более медленно развивающаяся организация, а лаборатория – живая команда, куда можно вовлекать креативных людей. Лаборатория, как мне кажется, более соответствует современному проектному подходу. И да, тянуть с этим уже нельзя.
Я думаю, сейчас будет много копий брошено в авторов проекта. Но тут важно понять, что патриотизм на самом деле понятие очень широкое – это не только память о войне, поддержка СВО. Знать историю своей родины, краеведение – это патриотизм? Патриотизм. Знать историю русского языка, знать нашу культуру – это патриотизм? Патриотизм.
Меня, к примеру, в свете Года педагога и наставника беспокоит, что у нас нет практически современного национального контента, посвященного профессиям. Много фильмов про спорт, но, как правило, это про наших спортивных звезд предыдущих исторических периодов. А куда пропал производственный роман? Мы говорим о том, что нам необходимо, чтобы молодежь шла на производство, шла в инженеры. А фильмы почему-то у нас все так же продолжают сниматься про содержанок и айтишников – вот такая интересная модная парочка. Что-то я не вижу в этом перечне ученых, инженеров, людей труда.
Как мне кажется, необходим своего рода государственный заказ на такие продукты. Причем, с четкой формулировкой, что именно необходимо донести до людей, в какой форме. И я думаю, что как раз лаборатория могла бы этим заняться – и формулировать этот заказ с точки зрения государственных целей, и следить за его исполнением. А пока, к сожалению, мы видим, что не всегда государству приносят пользу продукты, на которые потрачены государственные деньги.
Еще один пример. В каждой школе хотят открыть школьные театры. Можно себе уже представить, как это будет выглядеть. Учителя литературы, историки, не имеющие опыта постановки спектакля и работы с детьми в театральном творчестве, поднимут запыленные источники классической литературы и устроят мелодекламацию с послушными хорошистами. А детский театр – это не только про творчество, но еще и про психологическую поддержку, про развитие личности. Это мощный инструмент воспитания, пространство развития.
Но у нас не только учителя массово не владеют техниками постановки, не тот профиль. У нас еще и нет современного контента для детей, для подростков, который говорил бы на понятном им языке о важных для них проблемах. С коллективом единомышленников мы разработали проект лаборатории современного театрального контента для разработки новых текстов и акселератора для педагогов, которые хотели бы заняться школьными театрами. Мне кажется, если бы была создана лаборатория патриотической культуры, наш проект нашел бы поддержку, как вариант.