Продолжение политического кризиса в Израиле
Публицист, историк, эксперт Центра ПРИСП Артем Кирпиченок – о том, что обе стороны политического конфликта в Израиле стоят друг друга.
Триумфальное возвращение Беньямина Нетаньяху во власть после ноябрьских выборов в Израиле не означало завершение политического кризиса в этой стране. Одним из первых шагов нового старого премьер-министра стало осуществление реформы юридической системы страны, основная цель которой - ограничить права Верховного суда Израиля (БАГАЦ).
В случае ее успеха Верховный суд не сможет отменять основные законы страны, правительство сможет преодолевать судейское вето в Кнессете простым большинством голосов, будет пониже статус юридических советников.
Сторонники реформы аргументируют необходимость изменений тем, что судебная ветвь власти, состоящая из людей, которых никто не избирал и которую никто не контролирует, злоупотребляет своими полномочиями, и препятствуют демократически избранной законодательной и исполнительной власти. На заднем плане в стане сторонников правительства звучат голоса, что большинство судей - это представители старой ашкеназской «аристократии» и в юридическую систему закрыт доступ для выходцев из других общин, прежде всего для восточных евреев - «мизрахим».
В свою очередь оппозиция заявляет, что начатая Нетаньяху реформа это попытка избежать судебного преследования по обвинению в коррупции и злоупотреблении полномочиями. Премьер-министр якобы пытается свести счеты с судьями и подмять под себя судебную систему, что приведет к установлению если не диктатуры, то режима «управляемой демократии» по венгерскому образцу.
Как это часто бывает, и претензии правительства, и обвинения оппозиции скорее справедливы, и обе стороны конфликта стоят друг друга. Для леволиберального Израиля, потерпевшего сокрушительное поражение на избирательных участках, судебная система остается одним их последних оплотов и священной коровой. И на защиту ее мобилизуются серьезные силы. Сейчас практически каждые выходные десятки тысяч людей мобилизуют на демонстрации против «Обвиняемого» (так оппозиционеры называют Нетаньяху).
В принципе, демонстрации в Израиле – это обычное дело, ибо как правило в «демократических» странах они ни на что не влияют. В свое время Ицхак Рабин предложил своим недовольным оппонентам «вертеться как пропеллеры» и, похоже, Беньямин Нетаньяху склонен придерживаться такой же жесткой линии. (Особого выбора у него нет: или он проводит реформу в Кнессет, или его ведут к прокурору). Ситуация усложняется тем, что против правительства выступила значительная часть элиты страны, к тому же связанная с США. Ряд работающих в стране американских хай-тек компаний заявили, что если реформа пройдет, то они уйдут из израильской экономики, а работники предприятий высоких технологий вышли на отдельную демонстрацию против Нетаньяху. Следует понимать, что в Израиле хай-тек - это аналог российского сырьевого сектора, локомотив, тянущий на себе всю остальную экономику страны, куда менее эффективную.
Черной меткой для правительства стало обрушения курса шекеля с 3,2 до 3,6 шекелей за доллар на прошлой неделе. Оппозиции сочувствует и демократическая администрация Байдена: представители США, встретились с сотрудниками израильских НКО. Впрочем, не стоит ожидать в Израиле «цветной революции». У Беньямина Нетаньяху хватает сторонников и в США среди протестантов-фундаменталистов, и в Израиле, где для многих он является «Царем Биби», оклеветанным «леваками».
Более того, похоже, что сейчас Нетаньяху придется бороться не только против либералов, но и разбираться со своими сторонниками справа, увидевшими в победе на выборах карт-бланш на самую жесткую политику, как по отношению к палестинцам, так и в укрепление роли религии в израильском обществе. Тревожным сигналом может стать погром в арабской деревне Хувера в ночь с 26 на 27 февраля. В ответ на гибель двух колонистов десятки поселенцев жгли дома, магазины, машины арабов, убили одного и ранили нескольких человек. Нетаньяху призвал поселенцев к сдержанности, понимая, что подобные акции и расширение депрессивной политики могут спровоцировать новую интифаду палестинцев.