Пять мифов о «Редане»: мамкины, но не революционеры
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев продолжает разбирать мифы, возникшие вокруг субкультуры «Редан».
С легкой руки курганского губернатора представителей «Редана» некоторые СМИ окрестили «мамкиными революционерами». Что само по себе достаточно симптоматично: и власти, и немалая часть журналистов (как, впрочем, и всего старшего поколения) рассматривают «пауков» как некое движение, обладающее политическими целями. Они видят в редановцах очередную реинкарнацию «бунтующих подростков», вышедших на улицы в марте 2017 г. Что не имеет ничего общего с реальностью.
Ни один из ресурсов «Редана» в России никогда не выступал с манифестацией политической или социальной программы. Единственным проявлением целеполагания в редановском контенте в РФ являются призывы давать отпор «офникам» (околофутбольщикам) и иным «хулиганствующим элементам», периодически нападающим на «пауков». Мы не считаем металлистов, объединившихся в конце 1980-х для отпора люберам, политическим движением. Так почему же тогда в этом качестве пытаются позиционировать «Редан».
Более того, до того момента, как государство обратило на редановцев свой взгляд, это сообщество было предельно аполитичным. «Редан» - это небольшая подгруппа внутри огромного сообщества анимешников. Ее появления - это ответ на вполне очевидную потребность подростков найти людей с общими интересами для совместного проведения досуга. Фактически это неформальный клуб поклонников одной из форм массовой культуры. Редановцы принципиально ничем не отличаются от рэперов, битломанов, металлистов, хиппи или стиляг. И агрессия в их адрес вызвана ровно теми же причинами, что и неприязнь к указанным субкультурам. «Реданофобы» от мира политики игнорируют и другое обстоятельство: подавляющее большинство аниме - это романтические комедии без какого-либо социально-политического наполнения. А последние несколько лет в аниме-индустрии и вовсе господствует дано исекай (или истории о попаданцах). Который в принципе представляет собой классический пример «опиума для народа». В исекай-аниме главный герой -это почти всегда либо «обычный японский школьник», либо изгой, либо погибший от переработок офисный служащий. Однако перемещение в другой мир чаще всего превращает его в «борца за счастье народное». Герой начинает создавать свой бизнес, свое королевство, свой гарем, в конце концов. Посыл исекая заключается в другом. Он позволяет аудитории, отождествляющей себя с героем, помечтать о том, как приятно было бы перенестись в другой мир и за счет знаний из прошлой жизни, смартфона или благословения божества стать богатым, успешным и популярным у противоположного пола.
Аниме, как и большинство форм современной массовой культуры, позволяет молодым людям убежать от враждебной реальности. Конечно, есть куда более сложные произведения с глубокими смыслами («Атака титанов», «Обещанный Неверленд», «Убийца Акаме», «Альдноа Зеро», «Форма голоса», «Гандам: Железнокровые сироты», «Рейтинг короля», «Слэм Данк», «Бытие Тайги», «Реальность» и т.д.). Однако в общей массе эти произведения-бриллианты теряются. С точки зрения элиты, стремящейся удержать общество в стабильном состоянии любой ценой, было логичнее не запрещать аниме, а в режиме 24/7 крутить бесконечные ромкомы и истекай-гаремники на всех федеральных каналах.
«Редановцам», как и большинству анимешников и иных неформалов, нужно было только одно: возможность спокойно жить в соответствии со своими вкусами и предпочтениями. И что произошло в итоге? Государство присоединилось к националистам разных мастей в «охоте на нефоров». Стоит ли потом удивляться, что последние в итоге резко заинтересуются политикой, но в весьма невыгодном для государства контексте?