Россия и Китай: задачи «новой эпохи»
Политтехнолог, представитель АПЭК, эксперт Центра ПРИСП Алексей Громский - о визите Си Цзиньпина в Россию.
Председатель Китая Си Цзиньпин в Москве продолжил демонстрировать контуры «новой эпохи», через которую он ведет современный Китай. В случае с завершившимся государственным визитом, нам предстали основные ее внешнеполитические контуры.
Стоит вспомнить, что речь идет не о фигуре речи, а о вполне конкретном периоде времени – с 2020-го по 2050-й год. Тысячи лет «эпохи» провозглашали для китайского народа императоры, КПК вернулась к этой практике долгосрочного планирования. «Новая эпоха» была провозглашена на XIX-ом съезде партии в 2017-ом году.
К ее завершению, в год столетия образования Китайской народной республики, предполагается построение «полностью модернизированного социалистического общества всеобщего благосостояния (всеобщей зажиточности) с высоким по мировым меркам уровнем материальной, политической, духовной культуры». При этом «по совокупной национальной мощи и международному влиянию КНР к этому времени должна войти в число мировых лидеров».
Такой небольшой экскурс полезен для понимания – заявления товарища Си и его «дорогого друга» Владимира Путина, как предварявшие встречу, так и сделанные по итогам переговоров, хоть и могут показаться высокопарными, предельно конкретны, подчинены достижениям строго очерченных целей. И, очевидно, понимание будущего у Китая и России, в части построения многополярного мира, совпадают.
Прежде всего, ясно, что товарищ Си говорит о России как о стабильном сильном государстве, которое в качестве одного из мировых лидеров сохранится как минимум до 2030-го года. На этот срок по итогу и было утверждено «всеобъемлющее» партнерство. Если вдуматься, многообещающий термин, с учетом значительной закрытой части переговоров. Даже из официальной информации понятно, спектр вопросов партнерства чрезвычайно широк: от развития атомной энергетики в Китае до совместной поддержки усилий африканских государств по разрешению проблем континента.
Уверен товарищ Си и в политическом будущем своего российского коллеги Владимира Путина, которому он заранее пожелал победы на выборах президента нашей страны в 2024-ом году. К слову, нынешний президент США Джо Байден не может похвастаться наличием такого же китайского прогноза о своем будущем, что следует из демонстративного нежелания лидера КНР проводить с американским политиком даже телефонного разговора. Впрочем, чтобы Китай не обвинили во «вмешательстве в выборы», оговоримся – это всего лишь впечатление.
В свете задач «новой эпохи» крайне интересна позиция лидеров Китая и России по вопросам стабильности существующих международных институтов сохранения мира. Таких как, например, ООН. С одной стороны Си Цзиньпин и Владимир Путин вместе призвали и иных партнеров, и конкурентов на международной арене придерживаться принципов устава ООН и общепринятых норм международного права. С другой, оба лидера отмечали не раз, что считают манипуляции с ними в интересах возвышения конкретных государств, или, если угодно, полюсов многополярного мира, недопустимым. Лидерство на международной арене должно достигаться благодаря успехам в той самой модернизации общества, достижения высокого уровня благосостояния внутри страны, в том числе благодаря сотрудничеству между государствами в области экономики, технологий и культурному обмену.
Очевидно, что в этой связи партнеры предлагают альтернативные международные площадки, такие как БРИКС и Шанхайская организация сотрудничества. Также основой международного партнерства может стать глобальная инициатива Китая «Один пояс один путь» как старта глобального евразийского партнерства.
Даже тема развития международных спортивных соревнований, разговор о которых многие комментаторы посчитали «странным» для такого уровня, интересна в данном контексте. Разумеется, если вспомнить о деградации современного олимпийского движения, на фоне которого манипуляции с результатами соревнований становятся в зависимость от позиции так называемого «коллективного Запада» по политическим вопросам или, например, гендерным. Осталось только еще альтернативный кинофестиваль учредить…
Масштаб всеобъемлющего партнерства станет понятен в ближайшее время. Над конкретными направлениями развития сотрудничества России и Китая сейчас работает 12 межправительственных групп из сотрудников министерств по соответствующим направлениям. Заметим, товарищ Си лично познакомился с проработкой вопросов во время встречи с Михаилом Мишустиным и членами правительства РФ. Надо полагать, основные очертания плана будут понятны к форуму «Один пояс один путь», к участию в котором был приглашен как президент Владимир Путин, так и глава российского правительства.