С бизнесом нужен более широкий диалог
Член общественных палат РФ и Кировской области, президент Вятской торгово-промышленной палаты, эксперт Центра ПРИСП Андрей Усенко – об идее властей Кирова сдавать объекты культурного наследия в «аренду за рубль».
Думаю, саму идею ожидает риск невысокой востребованности. Для бизнеса в этом случае аренда в рубль или за большую сумму, наверное, не самый решающий фактор. Если бы бизнес видел в этом выгоду, ему было бы интересно взять эти объекты и за среднерыночную цену. Если говорить про «аренду за рубль», давайте смотреть правде в глаза: это некий формат оформления взаимоотношений, договоренностей, решений между властью и бизнесом. Не экономические прямые взаимоотношения, а формат оформления договоренностей.
Локальный формат «аренды за рубль» в любом случае будет неким обременением для бизнеса. У нас здесь исключительные случаи, когда это обременение может превратиться в выгоду.
Если говорить, к примеру, о Москве, там даже месторасположение объекта зачастую имеет огромную роль. Сам факт того, что у тебя офис на Петровке или Тверской уже тебя правильно позиционирует. У нас другая ситуация. Поэтому считаю, что в плане приведения в порядок ОКН, различных исторических зданий... С бизнесом надо вести чуть более широкий диалог, чем просто передача в аренду за рубль. Должна быть выстроена совокупность взаимоотношений.
К примеру, идея может быть жизнеспособной, если рассматриваются не один, а несколько объектов, чтобы генерируемая доходность одних перекрывала расходы от других. Бизнес готов рассматривать совокупность факторов, а не прямую экономическую зависимость. Не исключаю, что может работать и фактор социальной ответственности бизнеса. Допустим, к предстоящему 650-летию Кирова давайте вы не денег в фонд юбилея выделите, а приведете в порядок здание: возьмете на себя эту миссию. Вы росли в этом городе, здесь растут ваши дети – давайте ваша компания сделает это здание красивым, отреставрированным и востребованным. Но мы должны понимать, что тогда речь идет о социальной ответственности, а не экономической составляющей.
Если выставить объекты в «аренду за рубль», очереди на них не выстроится. По каждому необходимо отрабатывать точечно, чтобы найти интересантов.
Здесь прямую экономическую зависимость искать сложно. Это может быть, например, офис группы компаний, у которой производственные мощности расположены в регионе и генерируют прибыль, позволяющую содержать этот офис. Офисное пространство на грани самоокупаемости. Потому что мы понимаем: большинство таких объектов – ОКН, для которых очень жесткие условия эксплуатации, реконструкции, содержания, реставрации. Ты даже пластиковые окна поставить не можешь, потому что они не соответствуют историческому облику. Масса ограничений и масса обязательств.
Говоря в целом, этот механизм необходим: у бизнеса должна быть такая возможность, и он должен знать, что может поучаствовать в процессе. Но не надо этот механизм рассматривать исключительно как благодетельность со стороны власти: мы вам отдаем объект за рубль, берите и рассматривайте. Это не так: бизнесу проще найти участок земли, построить современный новый объект, какой хочет, чем вкладываться в реконструкцию, тем более с ОКН-ами. Поэтому здесь вопрос не взаимоотношений арендатора и арендодателя, а вопрос взаимоотношений двух заинтересованных в улучшении городской среды и в сохранении этих объектов сторон.
Когда мне как руководителю Вятской ТПП присылают письмо о том, что ОКН планируются сдавать в аренду за рубль, и просят предоставить список тех, кому это может быть интересно... Это не так устроено: если хотите что-то сдавать в аренду, определите – что, на каких условиях, с какими требованиями, и давайте открыто это распространим. А не так, что я буду спрашивать: «Кому-нибудь надо в аренду?» Сформируйте грамотно коммерческое предложение, которое бизнес рассмотрит. Не сработало раз, значит, надо пересмотреть.
Надеюсь, что ситуация изменится. И позиция губернатора, которую он достаточно жестко озвучил на одном из совещаний, надеюсь, будет транслирована.
Возвращаясь к теме взаимодействия бизнеса и власти… Я общался с коллегами из городов-миллионников где механизм «аренда за рубль» используется. И везде это предмет взаимоотношений и отношений власти и бизнеса. Где-то опять же социальная ответственность, когда объект отдают под частное учреждение культуры. Но когда бизнес восстановил помещение, сделал музей в центре города, губернатор начинает водить туда гостей города. И выступает лицом проекта. Вот оно, взаимодействие, взаимная заинтересованность. Иначе твой объект был бы неизвестен и никогда бы не окупился. А так он становится туристически привлекательным. Поэтому очень надеюсь, что подход изменится. Здания не просто будут выставляться в аренду за рубль, а выстроится диалог с предпринимательским сообществом, какой из объектов и как можно использовать. В интересах и бизнеса, и города.
Материал полностью на: https://bnkirov.ru/news/urbanistika/andrey-usenko-arenda-za-rubl-eto-predmet-vzaimootnosheniy-vlasti-i-biznesa/