Массовый спорт, вписанный в рынок: югорская модель
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о награждении властей ХМАО премией Sport Facilities.
26 апреля в рамках SportB2B Expo&Forum Ханты-Мансийский автономный округ – Югра получил премию Sport Facilities как самый социально ориентированный регионом России в области спорта. В прошлом году ХМАО также удостоился награды в номинации «Лучший спортивный регион».
Решение о номинации и награждении Югры в данном случае можно рассматривать как наглядное подтверждение эффективности социальной и молодежной политики властей региона. Необходимо понимать, что в словаре синонимов словосочетания «детский спорт» и в особенности «зимний спорт» отнесены к статьям «дорого, очень дорого, тебе не купить» и «стоит, как моя почка». Однако югорские управленцы сумели изыскать в бюджете необходимые средства. Только на базе «ЮграМегаСпорт» сейчас действуют 15 секций для детей, в которых около 2 тыс. подростков занимаются фигурным катанием, сноубордом, горными лыжами, дзюдо, самбо и т.д. При этом с детьми занимаются опытные тренеры, в том числе — тренеры высшей категории и заслуженные тренеры России. Услуги которых на свободном рынке оцениваются в размерах, заметно превышающих возможности средней семьи.
При этом вложения в секции «на долгой дистанции» окупаются за счет развития спорта высоких достижений и успешной работы с рекламодателями, а также брендирования региона как курортного центра, построенного за счет развития спортивной инфраструктуры международного класса.
Все это позволяет уверенно утверждать: опыт властей Югры в сфере развития массового (социального) спорта можно и нужно тиражировать. Другой вопрос, что это потребует создания в прочих регионах команд достаточно грамотных управленцев, способных увязать физкультуру, спорт, бизнес и социальную рекламу в единый механизм, работающий без сбоев.