Медицинские проблемы Кавказа – пазл общей картины
По данным Счетной палаты РФ, в прошлом году Адыгея лишилась каждого десятого медика. А Дагестан и вовсе из года в год «лидирует» в стране по младенческой и материнской смертности. Причем это признают и сами главы регионов.
Сложившуюся ситуацию прокомментировал политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин.
Провинциальное здравоохранение испытывает серьезные проблемы. Это признают и Счетная палата, и Минздрав РФ. Оба ведомства, например, признают: в России крайне слаба онкологическая диагностика. От 20% до 40% диагнозов ставятся уже на поздних стадиях – третьей или четвертой, терминальной.
Причина банальная – врачи первичного звена не направляют пациентов на онкологическую диагностику. Хотя государство тратит на такую диагностику огромные средства. Медиков первичного звена должны поощрять рублем, если они вовремя направила пациента к онкологу. На такие премии заложено 500 млн рублей. В каждом третьем регионе такие выплаты вообще не делали. Чиновникам все равно – медики не мотивированы – пациенты запущены. Такая цепочка событий.
И это только одна медицинская сфера – пусть и такая болезненная, как онкология.
В целом же в здравоохранении РФ проблемы сохраняются годами. И связаны они прежде всего с недофинансированием. Это влечет дефициту врачей и среднего медперсонала. России не хватает почти 85 тысяч медиков. За прошлый год, скажем, в Башкирии число медиков уменьшилось на 1773, в Татарстане - на 567 (данные Счетной палаты). И это ведь, замечу, экономически успешные регионы.
В бюджетных поликлиниках в России вакантна сейчас почти каждая пятая ставка врача, и каждая шестая сестринская. А это уже сам Минздрав подсчитал. Врачебное сообщество неумолимо стареет и медикам, увы, часто сложно воспринимать новейшие технологии.
Дефицит средств влечет и нехватку лекарственных препаратов. Их нередко не получают даже инвалиды, онкобольные, пациенты с орфанными (редкими генетическими) заболеваниями. Выбивать – почти в буквальном смысле – препараты приходится прокурорам. Провинциальные минздравы и рады были бы эти препараты закупать – но средств просто нет.
Даже в крупных селах остро не хватает фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов, врачебных амбулаторий. Многие медучреждения требуют срочного ремонта: на Северном Кавказе, например, критически изношено каждое четвертое. Это уже даже не Минздрав РФ – это полпред Юрий Чайка заявлял.
Те медучреждения, что работают и не разваливаются, требуют срочного переоснащения из-за устаревания оборудования. Еще одна статья расходов. В общем, происходящее в отдельных регионах – это лишь мазки одной большой картины. Увы, с неуклонно тускнеющими красками.