Снижение муниципального фильтра – лишь видимость либерализации
Сенатор Владимир Лукин внес в Госдуму законопроект о снижении муниципального фильтра на выборах глав регионов. Как указано в документе, опубликованном на сайте парламента, кандидаты в губернаторы теперь должны будут получать в свою поддержку подписи 1-3% муниципальных депутатов региона, причем эти депутаты должны представлять не меньше, чем половину муниципальных районов и городских округов региона. Сейчас, чтобы пройти фильтр, кандидаты собирают от 5 до 10% подписей муниципальных депутатов, представляющих три четверти муниципальных районов и городских округов региона.
Директор Центра ПРИСП, член Правления РАПК Сергей Румянцев рассуждает о поправках и как практикующий политтехнолог, и как эксперт в области избирательного права; и там, где политтехнолог находит возможности для работы, специалист по избирательному праву находит повод для размышлений.
Основной инструмент сейчас при работе с так называемым «муниципальным фильтром» - это технология «задвоения подписей». Она возможна благодаря наличию в законе нормы, которая предписывает, что муниципальный депутат имеет право поддержать только одного из кандидатов: депутату запрещено ставить подписи за других кандидатов, если он уже поставил подпись за одного из них. Если подпись депутата обнаруживается в листах поддержки нескольких кандидатов, то засчитывается только та, которая проставлена раньше других, остальные признаются недействительными.
На практике именно эта норма и является благодатнейшей почвой для «работы» с ненужными кандидатами: всегда можно найти депутатов, которые, «по рассеянности», поставят подпись в поддержку неугодному кандидату, «забыв» о том, что до этого уже ставили подпись за другого кандидата.
Таким образом, единственным способом снятия напряжения вокруг муниципального фильтра является отмена правила «один депутат - одна подпись за одного кандидата». Ибо «задвоение» при желании можно организовать и при сборе условно двадцати подписей.
Поправки же, предлагаемые сенатором Лукиным, создают лишь видимость «либерализации» института «муниципального фильтра» и оставляют его в плоскости исключительно технологического инструмента. Меня, как практикующего политтехнолога, это устраивает, поскольку предоставляет возможности для работы; но как эксперта в области избирательного права - оставляет в глубоких раздумьях относительно роли закона в современных условиях.
Ранее опубликовано на http://2018.vybor-naroda.org/vn_exclusive/122225-municipalnyy-filtr-snizili-no-ne-smyagchili.html