Долгое эхо мурманских выборов
Директор Центра прикладных исследований и программ (ПРИСП), член Правления РАПК Сергей Румянцев – о долгосрочных последствиях довыборов в Совет депутатов Мурманска.
В минувшее воскресенье в Мурманске прошли довыборы в городской Совет депутатов. В ходе «лотереи избирательных урн» решалась судьба сразу пяти мандатов. И по итогам голосования все вакантные места заняли представители «Единой России».
Люди, далекие от мира заполярной политики, сочли бы эту новость «скучной». Игнорируя то обстоятельство, что результаты воскресного голосования могут серьезнейшим образом отразиться и выборах губернатора, и на президентской кампании в регионе в грядущем году.
Ротация кадров охватила сразу пять из тридцати мест в Совете. Причем заветные мандаты получили не просто представители правящей партии, а люди, давно и прочно ассоциируемые с командой губернатора Андрея Чибиса.
Более того, недавнее обновление состава горсовета является лишь частью кампании внутриполитического блока регионального правительства по выдавливанию из поля публичной политики фракций местной элиты, продемонстрировавшей нежелание и неспособность конструктивно взаимодействовать с администрацией губернатора. В течение последних двух лет горсовет областной столицы покинули уже девять депутатов, вычеркнувших слова «компромисс» и «партнерство» из своего политического лексикона. Причем трое из них досрочно сложили свои полномочия в феврале 2023 г., что знаменовало собой политическую смерть группы интересов Алексея Веллера – бывшего мэра Мурманска и по совместительству одного из главных «смутьянов» в регионе.
Соответственно, за два года состав Совета обновился на треть. Как результат, команда Чибиса сумела сформировать внутри корпуса депутатов «конструктивное большинство», полностью завершив давний конфликт между городским и областным истеблишментом.
Завершающий этап «операции по принуждению депутатов к миру» стал первой избирательной кампанией для первого заместителя губернатора Оксаны Демченко. Ей доверили задачу управления внутриполитическим блоком региона в январе 2023 г. За прошедшие четыре месяца она сумела буквально аннигилировать остатки фронды мурманских элит. И это можно считать более чем удачным дебютом на сцене региональной политики.
Отдельно стоит отметить, что низкая явка в ходе выборов создала «окно возможностей» для оппозиции. Но никто из ее представителей так и не воспользовался возможностью дать бой единороссам по всем правилам священного искусства политтехнологий. Участие оппозиционеров в кампании носило скорее формальный характер. Даже несмотря на то, что выборы в горсовет можно было удачно использовать для подготовки к большим кампаниям 2024 г.
Обращаясь к вопросу об организации кампании, из явных минусов можно отметить лишь упомянутую низкую явку. Однако ее скромный размер может объясняться как использованием тактики «сушки», так и в целом достаточно низким интересом электората к выборам местного уровня. Вполне очевидно и то, что низкая активность оппозиции усугубила ситуацию.
Впрочем, вряд ли размер явки станет серьезным поводом для беспокойства в руководстве области. В конце концов, в последние годы в целом ряде регионов даже губернаторские выборы проходили с явкой на уровне двадцати процентов (в качестве конкретных примеров в данном случае можно привести кампании в Карелии и Новгородской области).