Интернет-гиганты в России обязаны работать по нашим законам
В отношении американской корпорации Google возбуждено административное дело из-за нарушения российского законодательства, сообщается на сайте Роскомнадзора. «В отношении Google LLC составлен протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дела по существу состоится в декабре 2018 года», — говорится в сообщении. В ведомстве пояснили, что, согласно российским законам, Google должен был подключиться к Федеральной государственной информационной системе (ФГИС) и блокировать в поисковой выдаче ссылки на сайты из перечня запрещенных интернет-ресурсов.
Журналист, первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич считает, что призвать Google к ответу нужно было уже давно.
Призвать Google к ответу нужно было уже давно — и это касается не только необходимости удаления из поисковой выдачи ссылок на заблокированные ресурсы. Всем давно очевидно, что Google совершенно не выполняет требования российского законодательства.
Я предлагаю рассматривать сложившуюся ситуацию шире.
Как я неоднократно говорил, корпорация Google имеет представительство в России: в центре Москвы находится большой офис, где работают сотни людей. Руководитель Google в России выступает на всевозможных диалоговых площадках, форумах, дает мастер-классы, “учит Нам жизни”.
Но при этом запросы российских СМИ игнорирует полностью; в том числе это касается СМИ, аккаунты которых были удалены компанией без объяснения причин. На мой взгляд, ситуация совершенно нетерпима. Есть определенные законы. Да, срок ответа на обращения СМИ длительный, но тем не менее он существует для всех организаций, которые работают на территории России. Однако Google ставит себя выше этого.
Более того, считаю, что Роскомнадзор должен обратить внимание и на другие проблемы, с которыми сталкиваются российские компании, взаимодействуя с Google.
Символично, что когда в рамках 11-й недели Российского интернета (RIW2018) первый заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации Сергей Кириенко обратился к представителям Facebook с предложением открыть офис в России, то получил в ответ невразумительный набор междометий.
Казалось бы, в России немаленький рынок и работа здесь в интересах Facebook. Однако компания не стремится к этому. Почему?
Попробую объяснить. Если составлять условный “хит-парад наглости” западных новых медиа, первое место здесь занял бы как раз Facebook, вторая позиция — у Google, на третьем месте — Twitter. И не случайно, что ни у Twitter, ни у Facebook нет здесь юридического лица, нет офисов. Потому что, как только на территории нашей страны начнут работать эти компании, к ним будет адресовано большое количество “неудобных” вопросов, на которые точно придется отвечать. А они этого делать не хотят.
Наша комиссия поддерживает разбирательство в отношении Google и призывает рассмотреть ситуацию масштабнее, исходя из того, что я отметил выше. Какими бы ни были (или ни пытались казаться) “великими” те или иные интернет-гиганты, на территории нашей страны они обязаны жить и работать по нашим законам. Только и всего.
Ранее опубликовано на https://www.oprf.ru/press/832/newsitem/47448