Конкуренция возвращается в Сибирь
В сентябре руководителей будут выбирать жители шести регионов Сибири. В некоторых из них фамилии губернаторов недавно сменились, и они будут участвовать в избирательной кампании в статусе врио.
Стоит ли ожидать настоящей борьбы, какое впечатление составляют недавно назначенные исполняющие обязанности глав территорий и как власть меняет людей, в интервью «ФедералПресс» рассказал политолог, эксперт Центра ПРИСП Василий Дамов.
Ждем борьбы
— В этом году выборы губернаторов пройдут более чем в половине сибирских регионов: в Красноярском и Алтайском краях, в Новосибирской, Кемеровской и Омской областях, в Хакасии. Где стоит ждать жаркой конкурентной кампании, а где результат можно считать предопределенным?
— Если не случится какого-то ЧП, то Хакасия, конечно, вне конкуренции. Пара «Сокол – Коновалов» – это по-настоящему конкурентная кампания, такая, какой мы не видели в России уже очень давно. Причем тут даже нельзя сделать отсылку к 2018-му году, к кампаниям того же Коновалова или Фургала – и там, и там победивший в итоге кандидат был скорее «кандидатом протеста», который сам по себе вряд ли был сильным и не победил бы, если бы власть подобрала ему достойного соперника. В этой же паре оба кандидата имеют шансы на победу, я такого, честно говоря, в России уже очень давно не помню. Тут, правда, как обычно, вопрос, как будут считать голоса, но, я думаю, у действующего главы все-таки есть какие-то ресурсы в этой сфере.
В свою очередь, на повторение историй с Фургалом и Коноваловым есть небольшой шанс в Новосибирске. На мой взгляд, команда Травникова, «продавив» в Москве одобрение его второго срока, очень рискует, потому что отношение к главе региона в области, мягко говоря, так себе. Коммунисты обещают выставить там кандидата, дадут ли им вести полноценную кампанию с этим кандидатом – большой вопрос, но этот кандидат как раз и может стать «кандидатом протеста», который соберет голоса против Травникова. Здесь скорее стоит вопрос грамотной кампании и умения/желания коммунистов лавировать между тем, что можно, и тем, что нужно.
Остальные регионы – без вариантов. Омск и Красноярск – новые кандидаты с большой, на мой взгляд, степенью доверия, в Кемерово – как и на прошлых кампаниях, все достаточно предсказуемо.
Замен больше не будет
— Почему все-таки было принято решение о замене Александра Буркова и Александра Усса? Насколько такие решения были ожидаемыми? Например, в случае с красноярским губернатором слухи о его скором перемещении то на должность полпреда, то в Совет Федерации, то просто об увольнении возникали неоднократно на протяжении срока полномочий – насколько они были обоснованными?
— Замена Буркова для меня – очень большая загадка. Человек довольно хорошо «зашел» в регион, выстроил довольно хорошо работающую систему власти, не был замечен в публичных конфликтах, давал нужные результаты на выборах. Более того, как показывают его встречи с Путиным, у него и с президентом был постоянный налаженный контакт. Чаще всего говорили о том, что Кремль сокращает «квоту» парламентских партий среди глав регионов, Бурков же ушел почти одновременно с Островским из КПРФ. Но мне ближе версия о том, что АП хочет зафиксировать новый тренд – карьерный лифт для тех администраторов, кто прошел зону СВО. И для начала нужно было некоторое количество «пилотных» регионов, среди которых оказался Омск. В любом случае Бурков ушел очень хорошо, вопросов к нему никаких, за его дальнейшую карьеру можно не волноваться.
Уход Усса – прямая противоположность истории с Бурковым. Рейтинги губернатора и особенно его возраст в последние года полтора, на мой взгляд, не давали ему ни малейшего шанса на второй срок вообще. И вопрос был в том, когда и как уйти. Какое-то время Александр Викторович держался за счет своих, довольно хороших, связей в Москве, но даже этот ресурс не бесконечен. Вообще «кейс Усса» должен, обязан войти в учебники по политическим коммуникациям, как пример того, когда талантливый опытный политик с великолепным политическим бэкграундом, огромными авансами и ожиданиями старательно «закапывает» собственную репутацию все 4 года губернаторского срока. Смотреть на это было довольно больно, если честно. Это, извините за аналогию, как «Челси» в этом сезоне, потративший на состав более полумиллиарда и занявший 12 место в АПЛ. Ну и мне, как человеку из Красноярска, который любит свой город, за эту историю вдвойне обидно. Я ждал от региона под началом Александра Викторовича движения вперед, такого «Хлопонин 2.0», а тут не то что развитие, а движение назад в итоге едва не случилось. Но «ваши ожидания – это ваши проблемы», как сказал однажды Аршавин. Наверное, так и есть.
Большие ожидания
— В интервью «ФедералПресс» еще в 2018 году вы хорошо отзывались о Михаиле Котюкове и еще тогда называли его оптимальным потенциальным претендентом на пост губернатора Красноярского края. Придерживаетесь ли вы сегодня того же мнения и какие есть ожидания от него сегодня, когда Михаил Михайлович уже стал врио главы региона?
— Не могу сказать, что после 2018 года я следил за карьерой Михаила Михайловича очень пристально, да и в этом году я не считал его основным претендентом на пост врио. Но его первые недели в Красноярске пока говорят о том, что да, он остался довольно неплохим управленцем, с «чистой» репутацией, с умением располагать к себе как простых людей, так и политический «истеблишмент». Вопрос теперь в том, как он всем этим распорядится. Как я уже говорил чуть выше, Усс приходил на пост губернатора с довольно значительными ожиданиями и авансами, а закончилось все тем, чем закончилось. Пока Котюков, такое ощущение, присматривается к тому, что ему досталось от предшественника. Нет резких движений ни в кадровой политике, ни в части каких-то институциональных вещей. Если это вопрос времени – ок, давайте подождем. Но очень надеюсь, что это не принципиальная позиция его как врио. На мой взгляд, и кадровые перемены в управлении должны быть довольно радикальными, и стратегические направления развития другими. В частности – без опоры на друзей семьи, близких родственников и, как это иногда аккуратно говорят, «лояльный бизнес». Излишне, я бы добавил, лояльный. Всего этого я от Михаила Михайловича очень жду.
Понятно, что нынешние главы регионов по рукам и ногам связаны вертикалью власти, но все равно можно делать что-то, что люди оценят, и чтобы регион развивался, а не откатывался к статусу Богом забытого «сырьевого» таежного угла. Мы как-то с коллегами говорили, что Котюков как человек, поработавший в научных структурах, мог бы подать пример российским губернаторам, создав в регионе то, что на Западе называется think tank – независимую структуру, которая производит некий аналитический продукт, исследования, консультации, которые власть учитывает в своей работе. Причем не только в Красноярске, а в Сибири вообще. Структура, которая делает прогнозы, цель которой – собственно, формирование «повестки будущего». Вообще это то, чем должна была стать «Енисейская Сибирь», конечно, и чего я от нее очень ждал, в итоге превратившаяся в принтер бесполезных пресс-релизов о сотрудничестве с фабриками по производству матрасов (буквально).
Вообще, я каждый раз повторяю, когда меня просят оценить работу того или иного политика, что надо же смотреть не просто на человека, а на человека в сравнении с «конкурентами». Когда говорят, что в Красноярске плохая экология – предлагаю поехать в Братск или в некоторые промцентры Челябинской области. Так и здесь: Котюков сам по себе хорош, на фоне таких губернаторов, как Осипов – очень хорош, а на фоне Владимира Валентиновича Уйбы у нас вообще идеальный врио, за которого надо держаться двумя руками. Почему-то верю в него. Ну или хочется верить.
— Возвращаясь к тому же интервью – вы были положительного мнения и о Михаиле Развожаеве, выходце из Красноярского края, который в 2018 году недолгое время был врио главы Хакасии. За прошедшие годы в его карьере произошли серьезные изменения – в 2020 году Михаил Владимирович стал губернатором Севастополя. Следите ли вы за его судьбой и какую оценку деятельности можно дать сегодня?
— У меня к Михаилу Владимировичу вообще всегда было очень личное отношение: в годы его работы в Красноярске мы довольно тесно и часто общались. Последний раз мы с ним виделись, собственно, осенью 2018-го в Абакане, и тогда это был еще тот самый Михаил Развожаев, которого я хорошо знал и помнил по Красноярску. Сейчас могу следить за его работой только по репортажам ТВ и новостям в телеграме. Мне кажется, он сильно изменился. Все-таки Развожаев как управленец – про развитие, про экономику, про общение с людьми. А сейчас ему приходится заниматься вопросами часто на стыке компетенций МВД и Минобороны. Он «вывозит» все это, но, как мне кажется, ему откровенно некомфортно. На посту главы Хакасии или какого-то региона Сибири он чувствовал бы себя явно намного лучше. Но, с другой стороны, доверие Москвы к нему довольно большое, сами губернаторы сейчас со своих постов не уходят, время такое. Поэтому, я думаю, работать Михаилу Владимировичу в Севастополе еще какое-то время.
Не тот уровень
— Возвращаясь к теме Хакасии: глава республики Валентин Коновалов не раз становился мишенью для критики, регион и его руководитель неоднократно оказывался в аутсайдерах различных рейтингов, например, от АПЭК. Ожидается, что на предстоящих выборах ему будет противостоять «единоросс», депутат Государственной Думы Сергей Сокол. Какую характеристику можно дать обоим кандидатам, на что они будут делать упор в своих кампаниях и можно ли считать итог противостояния предрешенным?
— Давайте вернемся к тому, о чем я говорил: когда мы оцениваем Коновалова в качестве губернатора, не будем забывать, что он вообще не был готов к должности губернатора. Поставьте сейчас меня на место директора института ядерной физики или вас на место тренера футбольного клуба «Зенит», как часто мы будем после этого «мишенью для критики»? Я думаю, что постоянно. Причем, что для меня было полным откровением, Коновалов остался без какой-либо партийной поддержки. У КПРФ был уникальный шанс оказать своему молодому губернатору помощь, после чего использовать этот кейс в своих интересах во время выборов в других регионах. Молодого и неопытного же Валентина Олеговича откровенно бросили: плыви, как хочешь. И он выплыл! Где-то Хакасия чуть просела, где-то – хорошо поднялась, как в том же туризме, например. Да, кадровая чехарда, да, не то неумение, не то нежелание губернатора формировать свою команду и рулить ей более решительно, да, слишком робкие попытки работы с федералами. Но я все время говорю вот о чем. Усс и Коновалов избрались почти одновременно. Первый – «мощный региональный лидер», «уважаемый политик», «тяжеловес». Второй – не очень высокого полета партийный клерк без опыта руководства. Прошло 4,5 года. Усс пытается хоть как-то задержаться во власти, получив место в Совете Федерации, Коновалов – по-прежнему губернатор. Это точно признак «аутсайдера»? В любом случае Коновалову есть что сказать избирателям по итогам своей работы, у него, очевидно, есть достижения, на этом он и будет строить свою кампанию. Я точно знаю, что поддержка среди населения у него довольна большая.
Сокол – один из самых недооцененных сибирских политиков, на мой взгляд. Я вообще считаю, что Хакасия не соответствует его способностям и возможностям. Как управленца, идеально было бы поставить его, например, в Иркутской области, но пока Сергею Михайловичу дали вот такой вот фронт работ. Не думаю, что в своей кампании он будет делать какие-то резкие заявления, это «не его». Упор будет на то, что развиваться республика должна более динамично, что для этого есть предпосылки, на связи в Москве, которые этому помогут. И его победа тоже не вызовет какого-то удивления. Повторюсь: оба кандидата хороши, оба заслуживают победы, тем интереснее должна быть кампания.
— В единый день голосования нас ждут выборы и в некоторые муниципальные органы – красноярский горсовет, совет депутатов Абакана, хурал Кызыла. Чего ждать от этих кампаний и вообще имеют ли в нынешней политической конфигурации эти органы какое-то значение?
— Ну, на примере горсовета Красноярска мы видим, что это орган скорее для «поговорить», потому что все решения принимаются на более высоких уровнях. Думаю, определенная конкуренция будет в Абакане, потому что там, опять же, сильны и КПРФ, и «Единая Россия». В Красноярске политическая «поляна» давно зачищена, и если бы не ЛДПР, позиции которой довольно сильны, ситуация вполне напоминала бы Кемерово. Но, как я уже сказал, муниципальные кампании сейчас носят скорее декоративное значение.
— За последние годы список региональных столиц, где еще остались прямые выборы мэра, и без того короткий, еще более сократился – из него исключены Новосибирск и Томск. В Сибири остался один Абакан – «дожмут» ли его? Как показала себя система с отбором градоначальников через комиссии? Надолго ли она пришла или возможен откат назад, к прямым выборам?
— Я тут опять выступлю оптимистом, причем не очень понятно: это я верю в то, что говорю, или мне хочется верить. Но я уверен, что мы довольно скоро сможем увидеть возврат прямых выборов. Власть, как мне кажется, достаточно еще благоразумна, чтобы бесконечно не ужесточать политическую систему до состояния, когда «все нельзя». И прямые выборы хотя бы глав регионов могут стать как раз предметом торга: мы у вас забираем, например, выборы в Госдуму по одномандатным округам, но возвращаем вам избранных мэров. У мэра ведь, что избранного, что назначенного, полномочий все равно особенно нет, ярких оппозиционных лидеров нигде не осталось, а если кто-то кое-где у нас порой, ну так и кейс Фургала же можно повторить. Поэтому я никакой опасности в этом для федеральных властей, честно говоря, не вижу. Запрос на это есть – могут и ответить на него.
Ранее опубликовано на: https://fedpress.ru/article/3245923