Дмитрий Солонников о реновации: Надо сначала расселить аварийное жилье
Политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников комментирует внесенный в Госдуму законопроект «О реновации жилищного фонда в РФ», разрешающий регионам составлять программы переселения граждан по примеру Москвы.
На мой взгляд, проблема реновации крайне неоднозначна, в том числе и в Москве. Вопрос обновления жилого фонда стоит остро в регионах, но проблема заключается не в реновации хрущевок. Во многих субъектах Федерации хрущевские пятиэтажки – это очень приличное жилье на фоне деревянных бараков, которые стоят с 30-х годов прошлого столетия. В ряде крупных городов (даже в столицах субъектов Федерации) вопрос реновации пятиэтажек не является первоочередным, потому что в первую очередь необходимо расселять людей, живущих в аварийном жилье, а также в домах барачного типа, которые, возможно, не попадают в категорию аварийных, но точно не соответствуют никаким нормам проживания XX и XXI века. На мой взгляд, в Москве тоже нужно было в первую очередь не пятиэтажки сносить, а выполнять план по расселению из ветхого и аварийного жилья в соответствии с действующими законами. И в столице такие дома есть, но они не все попали в программу реновации, потому что к пресловутым пятиэтажкам не относятся никоим образом. Складывается странная ситуация, когда аварийное жилье стоит, его не трогают, но вкладываются миллиарды в снос пятиэтажных строений.
Мне кажется, что для регионов это крайне спорная программа, и реализовываться она тоже будет с большим трудом. Основная идея жилищной реновации – это вливание огромных денег в строительный сектор. Проблема в том, что деньги в секторе возведения жилья исчезают, покупательная способность населения падает по всей стране, в том числе в Москве, спрос на новостройки снижается. И чтобы вдохнуть вторую жизнь в умирающие строительные корпорации, придумали, как сделать это за счет госфинансирования. Москва может себе это позволить, в столице концентрируется около 70 % средств от выручки компаний со всей России, остальные 30 % растекаются по стране, и их, конечно же, не хватит на такие глобальные проекты. К сожалению, субъекты Федерации не всегда справляются даже с программами аварийного жилья, когда у людей реальная трагедия, дома разваливаются. Какая уж тут реновация пятиэтажек? Некоторые домохозяйства до сих пор размещены в домах с удобствами во дворе. Вот это реальная первостепенная задача. Какие уж тут инновационные проекты?
В тех регионах, где есть сильное строительное лобби, способное договориться с губернатором и законодательной властью о выделении для себя средств, такие программы реновации могут быть. Но еще раз отмечу, что это - поддержание бизнеса за счет бюджетных средств, причем частных компаний и отдельных людей, приближенных к власти, а не решение региональных вопросов.
Не думаю, что эта реновация серьезно помогла Собянину перед выборами, хотя ее презентовали как программу предвыборного периода, которая должна была стимулировать москвичей голосовать за действующего мэра. Скорее всего, она не выполнило свою функцию. Собянин, без сомнения, выиграл, но не благодаря программе реновации. Не думаю, что как предвыборный механизм эту программу будут инсталлировать в другие регионы и использовать как успешный кейс в части именно предвыборной мобилизации. Поэтому не стоит ожидать повторения программы даже в регионах, где намечены в 2019 году выборы. Это может произойти там, где представители бизнеса смогут договориться с региональными властями, выбив для себя деньги. Других причин для реализации этой программы в субъектах Федерации я не вижу.
Ранее опубликовано на http://regcomment.ru/regions/rossiya/renovatsiya-v-regionah-sposob-vdohnut-zhizn-v-umirayushhie-strojkorporatsii-za-gosschet/