Конфликт, который нарастал постепенно
Политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Алексей Аксютенко – о ситуации, сложившейся вокруг ЧВК «Вагнер».
В истории России попытки военных переворотов случались с завидной регулярностью. Однако существующая ситуация несколько отличается и от восстания декабристов, и от Корниловского мятежа. Хотя предпосылки к этим событиям безусловно очень схожи.
По моему мнению, отличие состоит в том, что вышеперечисленные противостояния возникали внутри вооруженных сил, а ЧВК «Вагнер» не является подразделением Министерства обороны РФ. То есть по сути, конфликт возник между официальной властью и вооружённым формированием с неясным правовым статусом. И в этом принципиальное отличие.
Скорее здесь подойдет проведение параллелей с казачьими восстаниями, но и это сравнение будет не вполне релевантным.
Пригожин, имея собственный штат опытных политтехнологов, в публичном пространстве оказался на голову выше Министерства обороны, для которого информационное сопровождение действий не было приоритетным направлением, что было абсолютно не критичным при отсутствии конкуренции в медийном пространстве.
Конфликтная ситуация нарастала постепенно. Пригожин делал публичные заявления, которые, учитывая изменившееся в связи с проведением специальной военной операции законодательство, это самое законодательство нарушали. Параллельно Министерство обороны вело работу по снижению влияния Пригожина, перезаключались контракты с бойцами «ЧВК», ограничивались медийные возможности «музыкантов», все это безусловно вело к эскалации конфликта.
Отсутствие жесткой реакции на заявления лидера «музыкантов», при том что за его цитаты, размещенные на автомобилях людей привлекали к ответственности, создавало иллюзию неприкосновенности, которая в итоге привела к тому что сейчас происходит.
Возбуждение уголовного дела в отношении Пригожина, стало катализатором открытой фазы конфликта. Дальше все нарастало как снежный ком. С каждым шагом и с каждым действием конфликт только усугубляется.
После выступления президента страны, у Пригожина весьма небогатый выбор. Либо сдаться, либо идти до конца. В первом случае, он гарантировано получит срок, во втором развяжет военный конфликт внутри страны, погибнут люди.
Если возвращаться к историческим параллелям с восстанием декабристов или Корниловским мятежом, то и в одном, и в другом случае судьба мятежников была предрешена.
Вот только в случае с Корниловым для страны это закончилось катастрофой.