С опорой на собственные силы: секрет успеха вологодских аграриев
Управляющий партнер Agro and Food Communications, эксперт Центра ПРИСП Александр Панченко – о модели развития АПК Вологодской области.
Вологодская область является обладателем одного из самых раскрученных в России брендов по производству масломолочной продукции. Бренд «Вологодское масло» известен не только по всей России, но и за ее пределами. Эта традиция тянется еще с XIX в., когда брат знаменитого художника Верещагина Николай, побывав в Париже, попробовал нормандское масло и решил создать собственное производство в Вологодской области, где у него были имения. В 1870-х гг. он создал первую фабрику по производству масла. Оно отличалось особым ореховым вкусом за счет того, что при производстве применялась особая технология по разогреву сливок. С этого момента и начинается история вологодского масла. Долгое время оно по всему миру считалось «парижским маслом», поскольку Верещагин привез его рецепт из Франции. Потом его также стали именовать «петербургским маслом». Однако сейчас и в России, и по всему миру оно известно как вологодское.
Нужно сказать, что бренд закреплен за областью, и производимый за ее пределами продукт не может маркироваться как вологодский. Это такой же региональный бренд, как и, например, тосканское вино.
Вологодская область занимает примерно 15-16 место в России по общему объему производства молока. Но с 2010 г. мы отмечаем более чем существенный рост этого показателя.
Впрочем, увеличивается производство не только молока и молочной продукции. Позитивная динамика отмечается и в плане численности крупного рогатого скота (в первую очередь – молочного) и поголовья свиней, развития птицеводства, выращивания картофеля и льна. В последнем случае регион является одним из лидеров. Развивается и товарное рыбоводство.
Стоит отдельно отметить, что Вологодская область – это один из немногих регионов, который не живет на дотации. И это во многом заслуга руководства области, которое сумело создать условия для развития бизнеса, причем, преимущественно за счет внутренних ресурсов региона. Федеральная поддержка, конечно же, имеет место, но ее размеры очень невелики по сравнению с другими регионами, в том числе – соседними.
Крупнейший переработчик региона – Вологодский молочный комбинат. Он является кооперативом, что удивительно и интересно. Фактически он принадлежит сотрудникам. У него 58 учредителей, в состав комбината входят 6 хозяйств. Это нетипично для России. Мы пока лишь стремимся к этому на общероссийском уровне, а в Вологодской области сумели создать работающие предприятия. Кооперативы – это то, к чему надо стремиться. Крупные агрохолдинги – это хорошо. Но они неповоротливы. Кроме того, они сжирают все ресурсы в тех регионах, на территории которых присутствуют, и препятствуют развитию малого и среднего бизнеса. Кооперативные предприятия – это основа «идеальной картинки будущего» сельского хозяйства в России. В Европе они, например, распространены повсеместно.
Мы видим, что производство молока и мяса в регионе устойчиво растет в последние годы, хотя область и не является абсолютным лидером по этому показателю. Наряду с успешным брендированием это превращает регион в один из наиболее перспективных с точки зрения сельского хозяйства и инвестиций в него.