НАТО мечтает расширить зону влияния до Камчатки
Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов – об итогах прошедшего в Вильнюсе саммита НАТО.
Надо заметить, что это в Вильнюсе состоялся ежегодный саммит НАТО. Это рутинное мероприятие, которое обычно не привлекает серьезного внимания мировой общественности. Этот саммит внимание привлек, поскольку было несколько активных информационных потоков.
Один из них был связан с Украиной, второй со вступлением в НАТО Швеции и позицией Турции, третий, пожалуй, самый важный – позиция НАТО в отношении России. Что касается третьего пункта, НАТО в рамках коммюнике подтвердило тот факт, что ведет прокси-войну с Россией. Вся риторика, вся содержательная часть этого коммюнике направлена против России. И упоминание каких-то других стран – Украины, Китая, Сербии, Грузии, Молдавии, Белоруссии, Финляндии – были по сути исключительно в контексте конфликта НАТО и России.
Позиция в отношении России двойственная. С одной стороны, Россия виновна во всех смертных грехах. С другой стороны, НАТО напрямую отказывается воевать с Россией, а стремится воевать руками украинцев. И, с третьей стороны, содержится дежурная фраза, что каналы связи с Россией открыты. Хотя мы знаем, что это большое лукавство со стороны НАТО.
Поражает также то, что Россию обвиняют в нарушении евроатлантической безопасности. И, судя по коммюнике, все, что происходит на Украине, все, что связано с Белоруссией, с Грузией и с самой Россией входит в понятие евроатлантической безопасности. Хотя, где Россия, и где Атлантика. Это довольно странное утверждение, на первый взгляд. На второй – не настолько странное, поскольку фактически речь идет о доктрине расширения зоны ответственности. Как известно, НАТО создавалось в 1949 году якобы для защиты от Советского Союза так называемой зоны ответственности, в которую натовские стратеги включили страны Северной Америки и Западной Европы. Так называемый регион Северной Атлантики. А потом эта зона стала расширяться, включая в себя страны Центральной и Восточной Европы. И если бы не Россия с ее ядерным оружием, очевидно, Северная Атлантика достигла Камчатки и Сахалина.
Так что, всю риторику НАТО нужно рассматривать в таком контексте: это агрессивный экспансионистский союз, который стремится расширить свою североатлантическую империю до немыслимых пределов. Но Россия, к сожалению для них, мешает это сделать.
Что касается Украины. Киев получил в рамках этого саммита то, что заслужил. В отношении Украины была принята фактически издевательская формулировка. Суть которой состоит в том, что Украина вступит в НАТО, когда посчитают нужным члены НАТО. Означает это – никогда. Именно так нужно рассматривать эту формулировку. Не зря так истерят Зеленский, Кулеба, Арестович, Подоляк и все прочие говорящие головы киевского режима. Они понимают, что эта формулировка хуже даже, чем они рассчитывали. Потому что они рассчитывали на какой-то израильский формат, какие-то особые условия. А что Украина получила? Украина получила всего лишь Совет НАТО-Украина, ничего не представляющий в реальности консультативный орган. И обещания, что возможно, когда-нибудь, в какой-то будущей перспективе, в 4-ом тысячелетии нашей эры Украина дорастет до членства в НАТО.
Что касается вопроса вступления в НАТО Швеции и позиции Эрдогана. Не стоит переоценивать значимость его роли. Эрдоган ведет свою игру, которая всем хорошо известна. Он осуществляет большой торг. И в ситуации со Швецией этот торг достиг пределов таких – вхождение Швеции в НАТО в обмен на F-16 и на перспективы вхождения Турции в Евросоюз. Мы видим стандартную, так сказать, стратегию Эрдогана. Никто не обещал, что Эрдоган будет стоять насмерть и не пускать в НАТО Швецию, понятно было сразу, что это именно элемент торга. И то, что Эрдоган наконец заявил, что возможно положительно решение по Швеции, свидетельствует о то, что торг вышел на финальную стадию. А Эрдоган в верной себе традиции продолжает вести этот торг для того, чтобы получить от Запада преференции в условиях, кстати говоря, не очень простых. Турецкая экономика поет романсы. Но надо отдать должное, Эрдоган мастер таких стратегических решений и в настоящее время он это демонстрирует.