Драматургия выборов в Бурятии: первый план и «герои эпизода»
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о положении ключевых участников выборов в Народный Хурал Бурятии.
Интриги в выборах в заксобрание Бурятии меньше, чем в пьесе местного ТЮЗа или среднестатистическом фильме-слэшере. Уже в самом начале представления искушенному зрителю понятно, кто в финале уйдет в закат с видом победителя.
И это задано объективным фактором: разницей ресурсных потенциалов участников (включая имиджевый капитал).
Региональное отделение «Единой России» в республике – это то ли Электроник на максималках, то ли Терминатор во вселенной, где не существует гидравлических прессов. Остановить этот бронепоезд противникам не под силу, ибо его двигатель работает на топливе в виде личной популярности Алексея Цыденова и эйфории от ранее подтвержденных и профинансированных планов газифицировать Бурятию и перестроить Улан-Уде. Дополнительные бонусы партии дает грамотный выбор первой пятерки кандидатов в партийном списке: в него, помимо губернатора, вошли узнаваемые и действительно популярные в республике люди. Максимум, на что могут рассчитывать оппозиционные партии - это сократить до приемлемых величин отрыв от лидера предвыборной гонки. Хотя для некоторых из участников электоральных баталий даже достижение планки 5% станет настоящим подвигом.
ЛДПР подобна Роберту Дауни-старшему. Она не отсвечивает. И это понятно. Региональное отделение партии традиционно собирало определенный процент голосов за счет голосов поклонников своего покойного лидера. Сейчас этот ресурс в силу естественных причин исчез. А потенциал эксплуатации привычной для партии правопопулистской риторики весьма ограничен. В силу неизвестных причин, лозунги типа «мы за бедных, мы за русских» и призывы к ликвидации национальных республик не находят отклика в сердцах простых бурятов. Однако не стоит спешить с пессимистическими прогнозами: избиратель Жириновского вряд ли найдет ему замену среди представителей других партий, и потому, вероятнее всего, по привычке отдаст свой голос ЛДПР. На безрыбье и рак рыба.
«Новые люди» решили вспомнить свой 2021-й и с задором бьются за руку и сердце протестного электората. Подобно элефантерии Селевкидов, они теснят КПРФ с ранее монополизированной коммунистами части электорального поля. Во многом их успехи обусловлены тем, что птенцы гнезда Нечаева критикуют либо конкретных муниципальных чиновников, либо безликую бюрократию.
Отказ от выпадов в адрес Цыденова превратился в конкурентное преимущество новолюдов: успех инфраструктурных проектов главы республики обеспечил существенный рост и без того высокого уровня поддержки Цыденова, и потому критика его персоны со стороны КПРФ превратилась в подобие попыток пробить головой стену. Можно не видеть препятствий и верить в себя, но все равно по итогу дерзкий первопроходец либо убьется, либо покалечится.
«Справедливая Россия» подошла к выборам в состоянии профессора Доуэля: наличие головы в виде партийного руководства не может компенсировать отсутствие тела в виде сети жизнеспособных местных отделений. Если соратники Сергея Миронова наберут заветные 5% голосов, а региональное отделение переживет-таки выборы в Народный Хурал, по мотивам этого события можно будет снимать психологический триллер.