Три секрета политической коммуникации Кувшинникова
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев– о специфике встреч губернатора Вологодской области с семьями участников спецоперации.
Встречи губернаторов с членами семей военнослужащих – один из наиболее широко распространенных, и в то же время крайне сложных форматов коммуникации власти с общественностью на сегодняшний день.
Последнее связано с тем, что, как правило, большинство такого рода мероприятий отдают откровенной казенщиной и вызывают ассоциации с незабвенным «Не горюй, Иван Митрофаныч, поднимем село!».
Однако кейс Вологодской области служит в данном случае приятным исключением. Встречи с губернатором проходят пусть и под камеру, но именно неформальным образом. В то же время они не сопровождаются инфоповодами, которые могли бы стать причиной для возникновения скандала или иным образом ударить по репутации областного руководства. И это ставит нас перед принципиально важным вопросом: что порождает «вологодскую специфику»?
Ответ на него нельзя уложить в одном предложении (если, конечно, забыть про сакраментальное «потому что гладиолус»).
Во-первых, губернатор Олег Кувшинников в принципе является сильным публичным политиком, который не дает «заржаветь» навыкам общения широкой аудиторией. И здесь необходимо акцентировать внимание на двух моментах. С одной стороны, глава региона использует стиль «как живой с живыми говоря» вместо стандартной бюрократической колыбели из канцеляризмов. С другой стороны, его общение с людьми не сводится к приему похвалы и комплементов со стороны «лучших людей города». Кувшинников привык к обсуждению проблемных вопросов и никогда не лакирует действительность. Вспомним, например, о том, что его идея привлечь участников СВО к проведению «Разговоров о важном» стала ответом на попытки саботажа соответствующих мероприятий некоторыми педагогами и случаи травли детей ветеранов спецоперации одноклассниками (факт чего губернатор открыто признал). Во время мятежа Пригожина Кувшинников напрямую обратился к жителям Вологды, а не ограничился записями в соцсетях.
Большую роль играет и то, что команда губернатора сумела грамотно выстроить его имидж, который сочетает в себе разумную долю солидности с отсутствием явных проявлений престижного потребления (никто не может бросить ему – «Да у тебя часы стоят больше, чем 10 наших годовых зарплат»). Кувшинников – это живой пример того, как избежать появления вокруг политика «барского» ореола, не впадая при этом в популистские крайности («На праздник могу и выпить, под хорошую закуску. Просто я такой же, как вы» и т.д.).
Во-вторых, власти региона сумели свести воедино государственные проекты, инициативы общественных организаций и волонтерского движения. За счет этого был создан работающий без значимых сбоев механизм поддержки семей участников СВО и сбора информации об их нуждах. Губернатору не нужно перестраховываться на случай появления на встрече с родственниками военнослужащих «неудобных гостей»: у него все схвачено, даже в случае возникновения какой-то проблемы информация о ней поступит еще до мероприятия и власти успеют ее заранее отработать.
В-третьих, повышенное внимание руководства области к живой коммуникации с населением позволило властям накопить солидный «капитал доверия».Жители уверены в том, что губернатор и его команда – это грамотные управленцы, которые не будут игнорировать просьбы граждан. Кувшинников и его окружение долгие годы «инвестировали в доверие», и теперь пожинают плоды своих усилий.
К сожалению, вологодская модель проведения встреч с членами семей военнослужащих не может быть масштабирована повсеместно. Для ее популяризации необходимы, с одной стороны, наличие у губернатора-технократа развитых навыков публичного политика (а такие кадры у нас, увы, в дефиците), а с другой – развитая культура коммуникации с населением, продуцирующая доверие с его стороны (а не ее формальная имитация).