Политолог, эксперт Центра ПРИСП
05.12.2018

Москва и Крым – условно «высокостабильные регионы»

 

Перед новым избирательным циклом информационно-аналитическое агентство «Национальный Эксперт» подготовил первый «Рейтинг стабильности парламентов в регионах накануне выборов-2019». Рейтинг формировался на основе экспертных оценок; он анализирует стабильность и контролируемость региональных парламентов в тех субъектах, где в 2019 году предстоят избирательные кампании и состав парламентов будет меняться. Кроме того, дается прогноз относительно изменения расклада политических сил в регионах к выборам-2019.

Эксперты поделили регионы на три группы по степени устойчивости ситуации:

I группа – «Высокостабильные регионы»: Москва, Республика Тыва, Республика Крым, Тульская область;

II группа – «Регионы умеренной стабильности»: Республика Татарстан, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Марий Эл, Республика Алтай, Карачаево-Черкесская Республика;

III группа – «Малостабильные регионы»: Волгоградская область, Брянская область, Хабаровский край, Севастополь.

Выводы авторов доклада вполне обоснованы и заслуживают доверия, считает политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев.

Однако в случае отдельных регионов оценку текущей ситуации можно дополнить рядом ремарок. В первую очередь это касается ситуации в Крыму, Севастополе и Москве.

Относительно Крыма (и отчасти Севастополя) необходимо отметить, что на итоги грядущих выборов может существенное влияние оказать эффективность решения экологических проблем. Так, нехватка пресной воды на полуострове может превратиться в серьезное испытание для местных единороссов. В 2019 г. ожидается сильная засуха, сопоставимая по масштабам с бедствием 1994 г. На этом фоне и без того ощутимые проблемы с поставками пресной воды и засолением почв могут спровоцировать рост недовольства граждан, который будет конвертирован в протестное голосование. Если же представители «партии власти» в руководстве Крыма и Севастополя смогут решить «водную проблему», то это существенно поспособствует росту их популярности.

В случае Москвы существуют значительные риски для позиций как «партии власти», так и для представителей парламентской оппозиции. Нельзя забывать, что столичные избиратели всегда демонстрировали достаточно высокий уровень симпатии к оппозиции, в первую очередь – несистемной. В 2012 г. на выборах президента жители столицы отдали 20% голосов Михаилу Прохорову (в федеральных масштабах набравшему лишь 8%). На выборах мэра Москвы Алексей Навальный набрал более 27% голосов, заняв 2-е место по итогам выборов. В ходе муниципальных выборов коалиция непарламентских партий либерального толка и гражданских активистов «пожрала» парламентскую оппозицию (не сумев при этом, однако, серьезно поколебать позиции «Единой России»). И нужно понимать, что после серии непопулярных реформ лета-осени 2018 г. протестные настроения в столице только усилились. Недовольные пойдут к избирательным урнам не столько затем, чтобы выбрать состав городского заксобрания, сколько ради возможности продемонстрировать неприятие политики федерального центра (что уже можно было наблюдать в Приморье, Хакасии, Хабаровском крае и Владимирской области).

Этот фактор может в значительной степени нивелировать раскол в рядах столичной оппозиции: многие будут идти на избирательные участки не для того, чтобы поддержать условного Каца или Гудкова, а ради поражения кандидата от «Единой России».

Ситуацию усугубляет рост числа конфликтов между жителями и представителями строительных кампаний. Тема высотной и точечной застройки, накладываясь на негатив в адрес программы реновации, способна послужить хорошим топливом для котла протестных настроений. Скрытую угрозу таят в себе и отдельные экологические проекты столичных властей (например, планы строительства сортировочно-упаковочных узлов, на которых планируют сортировать, измельчать и брикетировать отходы ТБО).

Интригу в ситуацию привносит и старт проекта «Умное голосование», призванного координировать действия протестно настроенных избирателей. Ни для кого не секрет, что эта инициатива ориентирована, в основном, на жителей мегаполисов – «цитаделей» несистемной оппозиции, и в первую очередь – Москвы.

Ранее опубликовано на http://2018.vybor-naroda.org/vn_exclusive/122539-moskovskie-riski-i-vodnaya-problema-v-krymu-chto-mozhet-izmenit-rasklad-na-regionalnyh-vyborah-2019-goda.html

Нехватка пресной воды на полуострове Крым может превратиться в серьезное испытание для местных единороссов

kolodec s vodoi

 

 

 
Партнеры
politgen-min-6 Москва и Крым – условно «высокостабильные регионы»
banner-cik-min Москва и Крым – условно «высокостабильные регионы»
banner-rfsv-min Москва и Крым – условно «высокостабильные регионы»
expert-min-2 Москва и Крым – условно «высокостабильные регионы»
partners 6
eac_NW-min Москва и Крым – условно «высокостабильные регионы»
insomar-min-3 Москва и Крым – условно «высокостабильные регионы»
indexlc-logo-min Москва и Крым – условно «высокостабильные регионы»
rapc-banner Москва и Крым – условно «высокостабильные регионы»