Использование криминала в политике – давняя традиция
Политконсультант, партнер Консалтингового бюро Т&М, эксперт Центра ПРИСП Антон Тимченко – о политической инструментализации криминала.
The Times пишет о том, что Россия, Китай, Иран и Северная Корея платят британским преступникам, чтобы те преследовали людей в стране. Об этом изданию рассказал директор Национального агентства по борьбе с преступностью (NCA) Великобритании Грэм Биггар.
Использование криминальных сетей в политических целях довольно давняя традиция. Классический пример – кооперация во время Второй Мировой войны ВМС США и мафиози Лаки Лучано, позволившая обеспечить высадку союзнического десанта в Сицилии, а перед этим выстроить агентурную сеть из местных «людей чести».
Не были исключением и французы, для укрепления своего влияния во Вьетнаме использовавшие местный преступный синдикат Бинь Сюйен. Причём SDECE (французская разведка) настолько активно поддерживала местное криминальное сообщество, что его лидер Бай Вьен вошёл в состав правительства, а один из его подручных возглавил полицию. Более того, к 1954 году у сайгонского преступного синдиката вполне законно имелось пять пехотных батальонов и два ударно-штурмовых полицейских батальона. На всякий случай (случай бывает разный).
Да что далеко ходить. Например, братская Турция и по сей день крайне активно использует турецкие и азербайджанские преступные сообщества для продвижения своих политических интересов, как в России, так и в других постсоветских республиках.
Так что инструмент не является чем-то новым или неожиданным. Знаменитый британский политолог Марк Галеотти в своей книге «Воры» последовательно отстаивает идею о том, что в России организованная преступность это вполне себе фактор политики.
Впрочем, чтобы задуматься о политической инструментализации криминала вовсе не нужно быть носителем певучей итальянской фамилии. Например, у представителей Цеха – от дублёных самыми суровыми ветрами зубров до следящих за европейской модой утончённых хищниц – довольно богатый опыт выстраивания успешной коммуникации с лихими людьми.
В последнее время на внешнем треке у нас как-то не очень получается с soft power. Заменить их, похоже, могут решения в стиле «hard».