Казус Басловой: пятое колесо в телеге КПРФ
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о выбытии кандидата из первой пятерки партсписка КПРФ в Бурятии.
Отказ избиркома регистрировать одного из ключевых кандидатов (в том числе в рамках списка) – классический элемент электоральной драматургии, хорошо известный публике. Комиссия «заворачивает» поступившие от претендента на заветный мандат документы, подвергнутый остракизму кандидат негодует, призывает чуму на дом председателя избиркома, грозит кулаком небесам и с воплями а ля «У короля в Берлине есть суд» удаляется в закат. Как сказал классик, «удар и катарсис».
Однако ставший привычным для зрителя сюжетный троп сумели подать в оригинальной манере участники битвы за места в Народном Хурале Бурятии. Избирком отказал в регистрации Татьяне Басловой – теперь уже бывшей участнице первой пятерки партийного списка КПРФ. Но причина этого заключается в том, что кандидат не предоставила всех необходимых документов, а выдвинувшая ее партия даже не попыталась решить эту проблему. И, весьма вероятно, соратники Геннадия Зюганова сделали это осознанно.
«Слом шаблона» в Бурятии, если верить местной прессе, связан с тем, что Татьяна Баслова поневоле стала участницей скандала, который может основательно подпортить репутацию партии. Сложно судить, насколько достоверны все детали истории, разлетевшейся по страницам республиканских изданий (в некоторых аспектах версии произошедшего заметно отличаются). Однако в одном все описания совпадают: Баслова, будучи предпринимателем, стала жертвой мошенников, в результате чего не только лишилась немалой части нажитого непосильным трудом («три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка замшевая и т.д.»), но и погрязла в долгах. В результате чего коммунисты предпочли собственными руками саботировать выдвижение ставшего «токсичным» кандидата.
Само по себе это вряд ли отразилось бы на репутации кандидата. Но, если верить местным журналистам, обманувшим женщину злоумышленникам далеко до Жоржа Милославского или Остапа Бендера. Использованная мошенниками схема вызывает ассоциации не столько со стратагемами Великого Комбинатора, сколько с сакраментальным «лох не мамонт, лох не вымрет». И бесполезно ссылаться на то, что столь же примитивные схемы уже становились причиной «экспроприации» даже остепененных ученых мужей из МГУ. Произошедшее все равно выставляет Баслову в дурном свете. Ибо, как сказал поэт:
Если ты пьёшь с ворами, опасайся за свой кошелёк.
Если ты ходишь по грязной дороге, ты не сможешь не выпачкать ног.
Если ты выдернешь волосы, ты их не вставишь назад.
И твоя голова всегда в ответе за то, куда сядет твой зад.
Свою роль в произошедшем, очевидно, сыграло и то, что действия мошенников «обнулили» финансовые возможности кандидата, тем самым минимизировав шансы Басловой на успех.
В любом случае, вполне очевидно, что в сложившихся обстоятельствах Татьяна Баслова превратилась бы в пятое колесо телеги КПРФ. И вынудила коммунистов избавиться от нее. Такой вот разрыв шаблона.