Выборы в Бурятии: буддистский фактор и проваленный митинг
Директор Центра прикладных исследований и программ (ПРИСП), член Правления РАПК Сергей Румянцев – о ходе борьбы за мандаты в новом созыве Народного Хурала Бурятии.
Предвыборная кампания в Бурятии проходит в целом в соответствии с прогнозами экспертов.
Кампания «Единой России» выстроена на основе привычной логики – «вижу цель, не вижу конкурентов». При жеребьевке «медвежьей партии» достался первый номер в избирательном бюллетене, и ее технологи грамотно используют этот фактор, наряду с присутствием в первой пятерке списка единороссов главы республики Алексея Цыденова. Однопартийцы Дмитрия Медведева также успешно разыграли этнорелигиозную карту: в Бурятии был организован Буддистский форум. Треть населения республики – этнические буряты, для которых религиозная принадлежность является важнейшим маркером национальной идентичности. И потому буддизм для них играет ту же роль, что и ислам для дагестанцев. Присутствие первых лиц республики на одной площадке с духовными лидерами автоматически повысило уровень позитива в восприятии политического руководства, которое у большинства избирателей прочно ассоциируется с «Единой Россией».
Существенным образом ослабли позиции КПРФ. С одной стороны, однопартийцам Геннадия Зюганова приходится бороться с «Новыми людьми», посягнувшими на электоральную нишу коммунистов. Это противостояние уже вылилось в публичный конфликт: соратники Алексея Нечаева заявили об уничтожении своих баннеров неизвестными, в ответ на что КПРФ обвинила «новолюдов» в попытке самопиара за счет сотворенного своими же руками скандала. С другой стороны, компартия смогла собрать на митинг против компании «Экоальянс» (регионального оператора по обращению с отходами) лишь несколько десятков человек. С учетом формальной численности актива КПРФ и остроты мусорной проблемы это было расценено местными лидерами мнений как однозначный организационный провал, усиливший негативный эффект от произошедшего неделей ранее сокращения первой пятерки партсписка коммунистов в результате скандала вокруг кандидата Татьяны Басловой.
ЛДПР, как и «Справедливая Россия», проводят кампанию в предельно пассивном режиме, рассчитывая, очевидно, исключительно на лояльность ядерного электората партийному бренду. И эта позиция имеет рациональные основания: состояние ресурсной базы и организационной инфраструктуры изначально лишали обе партии шансов на достижение более значимого результата, чем планки 5% голосов.