Выборы в Бурятии: за две недели до ЕДГ
Политтехнолог, директор региональных проектов Центра ПРИСП Антон Садкин – о ходе предвыборной кампании в Народный Хурал Бурятии.
Как и ожидалось, напряженность в ходе избирательной кампании в Народный Хурал Бурятии заметно выросла в последние недели перед ЕДГ.
В преддверии выборов наблюдается резкая активизация партий второго эшелона. Последнее объясняется тем, что не располагающие достаточными финансовыми и организационными ресурсами игроки осознанно выбрали тактику «предфинишного рывка».
Региональное отделение КПРФ попыталось повысить рейтинг за счет привлечения федеральных спикеров. Ставка была сделана на авторитет председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нины Останиной и популярность блогера Николая Бондаренко. Депутат ворвалась в инфополе республики, эпатировав общественность призывом уволить детского омбудсмена по Бурятии по причине якобы неудовлетворительной работе по обеспечению квартирами сирот.
Бондаренко пытался выступать на стихийно организованных уличных акциях. Однако использовать его узнаваемость коммунисты не сумели, в первую очередь из-за проблемы с организацией публичных мероприятий (то, что это стало «ахиллесовой пятой» регионального отделения партии, отчетливо проявилось еще в ходе провала попытки провести митинга против деятельности компании «Экоальянс»). В итоге на встречи с Бондаренко собиралось не более 10-20 человек. С учетом того, что он объективно обладает талантом политика-популиста, столь небольшой размер аудитории можно объяснить лишь ошибками в организации.
ЛДПР нарушила негласную традицию «тихих кампаний» в Бурятии. Республику посетил лидер партии Леонид Слуцкий в сопровождении Виктора Бута. Правопреемник Жириновского провел встречу с главой Бурятии Цыденовым (который, по иронии судьбы, также является лидером единороссов в республике) и Хамбо-Ламой Аюшеевым – главой буддистов России. Бут прочел несколько лекций и открыл выставку собственных картин. С одной стороны, гости из Москвы обошлись без худших перфомансов в духе основателя партии (который когда-то раздавал деньги на главной площади Улан-Удэ). С другой стороны, имели место достаточно неуклюжие попытки разыграть «русскую карту». Вполне ожидаемо провалившиеся в республике, где более 30% населения составляют представители титульной нации.
«Новые люди» следуют прежним курсом, продолжая конфликтовать в публичном пространстве со своими основными конкурентами в лице КПРФ и ЛДПР. Нечаевцы обвинили коммунистов в использовании несовершеннолетних в агитации, что закончилось объяснениями одного из лидеров КПРФ в Бурятии Виктора Малышенко в полиции. В адрес ЛДПР были направлены претензии в нарушении правил регистрации кандидатов и агитации. В целом это приносит желаемый результат: по мнению большинства экспертов, у «новолюдов» высокие шансы преодолеть 5-процентный барьер голосов.
«Справедливая Россия» обращает на себя внимание разве что отсутствием активности (за исключением размещения контента в соцсетях и распространения уличных АПМ). Партия сохраняет роль аутсайдера предвыборной гонки.
Позиции «Единой Росси» продолжает во многом определять восприятие политической активности Алексея Цыденова. Сохранению позитивной динамики его рейтинга несколько помешал скандал, произошедший в ходе общения с экоактивистами из Иркутска. Однако влияние этого фактора в целом нивелировали успешные действия администрации Цыденова по ликвидации последствий ливневых дождей, разрушивших инфраструктуру БАМа. Можно отметить и имиджевую победу губернатора по итогам визита в республику делегации депутатов Госдумы, поддержавших в итоге инициативу республиканских властей по изменению законодательства об охране Байкала.