Верить или не верить социологам?
Центр прикладных исследований и программ ПРИСП (г. Москва) провел исследование* на тему электоральных настроений москвичей накануне муниципальных выборов.
Результаты исследования прокомментировал политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев.
С полным текстом исследования можно ознакомиться по следующей ссылке.
До дня, вернее, дней голосования на выборах мэра Москвы осталось всего несколько суток, и внимание экспертов и активных граждан привлечено к происходящим в столице избирательным процессам. Не остались в стороне и социологи, проводившие свои исследования и обнародующие их результаты. Верить их данным или нет? Когда-то представители этой профессии напоминали шаманов, смотрящих на облака и предсказывающих погоду, то есть результаты выборов. Когда-то они угадывали, когда-то нет, но и в этом случае всегда были способны достаточно правдоподобно объяснить, почему прогнозируемые результаты отличаются от фактических. Сегодня социология – это высшая математика.
В России имеются монстры социологического мира, такие как ВЦИОМ, ФОМ, «Инсомар», данные исследований которых зачастую принимаются представителями власти за основу принятия политических решений.
Центр ПРИСП также специализируется на проведении политических исследований, и, как показывает практика, полученные им данные чаще всего корреспондируют с данными социологических монстров.
Верить или не верить последним данным, полученным Центром ПРИСП касательно выборов градоначальника столицы?
Лично я склонен верить. Во-первых, Сергей Семенович является неоспоримым и абсолютным лидером среди зарегистрированных кандидатов на пост мэра Москвы. И уровень узнаваемости, и наработанный за годы пребывания в должности мэра ресурс доверия, и аффилиация личного политического бренда с образами «Единой России» и условной «команды президента» дают ему более чем ощутимые преимущества перед конкурентами. Что касается второго места, то Зюганов-младший вполне закономерно занимает его благодаря своей десятилетиями раскрученной фамилии. Что касается третьего места, то разрыв между оставшимися тремя конкурентами находится в пределах статистической погрешности. В нашем случае это 3,5%. Но декларируемое третье место Даванкова представляется мне достаточно мотивированным и объяснимым: реализуется социальный заказ на новых людей в политике, он политик достаточно медийный и известный своими инициативами в Государственной думе, и, наконец, просто молодой, активный и симпатичный человек.
*В ходе исследования было опрошено 2007 респондентов – жителей Москвы старше 18 лет. Опрос проводился методом полустандартизированного интервьюирования с занесением результатов в анкету путем уличного интервью с использованием планшетно-серверного комплекса. Распределение по полу и возрасту соответствует электоральной выборке. Размер погрешности исследования составил 3,5%. Место проведения исследования: 11 административных округов столицы, в рамках которых было выделено 57 точек опроса. В роли организатора опроса выступил Центр прикладных исследований и программ ПРИСП (г. Москва). Вопросы: «Вы хотите перемен, или хотите, в основном, оставить все, как есть?», «Вы скорее довольны, или скорее недовольны своей жизнью?», «Как вы считаете, ситуация в Москве улучшилась или ухудшилась за последнее время?», «Как по-вашему, качество вашей жизни улучшилось или ухудшилось?», «Вы одобряете, или не одобряете деятельность президента РФ В. В. Путина?», «Вы одобряете, или не одобряете деятельность мэра Москвы С. С. Собянина?», «Вы знаете, что в сентябре этого года состоятся выборы мэра г. Москва?», «Вы знаете, какие кандидаты в мэры Москвы выдвигаются?», «Каким для вас является идеальный кандидат?». «Собираетесь ли вы принять участие в голосовании на выборах мэра г. Москва?», «За кого из кандидатов в мэры Москвы вы бы проголосовали, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье?», «За кандидата от какой политической партии или политической силы вы не проголосуете ни при каком раскладе?», «Влияет ли партийная принадлежность кандидата на ваш выбор?», пол, возраст, профессиональная принадлежность. В роли организатора опроса выступила АНО «Центр прикладных исследований и программ (ПРИСП)» (г. Москва), опрос проведен по инициативе ПРИСП.